Мсье Ир


«Мсье Ир» (фр. Monsieur Hire) — французский художественный фильм 1989 года режиссёра Патриса Леконта, получивший высокие оценки как во Франции, так и за её пределами. Вторая экранизация романа Жоржа Сименона «Помолвка мсье Гира» (первая — фильм «Паника» Жюльена Дювивье, 1946).

Портной мсье Ир[1] немолод, замкнут и тяготеет к уединённой жизни. Немногочисленные его радости — игра в боулинг и наблюдение повадок белых мышей. После убийства юной Пьеретты кто-то заметил, как к дому, где он живёт, бежал мужчина. Ир становится главным подозреваемым в убийстве, ведь соседи не жалуют нелюдима и находят его подозрительным.

Инспектор полиции, ведущий расследование, задался целью найти улики, изобличающие мсье Ира. Когда-то тот был осуждён за развратные действия, да и теперь демонстрирует склонность к вуайеризму: мсье любит наблюдать из своих окон за домом напротив, где молодая соседка Алиса встречается со своим женихом Эмилем.

Узнав о том, что за ней наблюдают, Алиса стремится завязать знакомство с мсье Иром, спровоцировать его на контакт. Под её напором Ир признается, что давно любит её, и предлагает уехать с ним в Швейцарию. Алиса понимает, что Ир видел из своего окна, как в ночь убийства она с Эмилем уничтожала следы преступления. Портной не донёс на Эмиля только из опасения, что его любимая попадёт под суд как соучастница.

Воспользовавшись отсутствием мсье Ира, Алиса подбрасывает в его квартиру сумочку Пьеретты. При появлении полиции мсье Ир пытается бежать, взбирается на крышу дома, но срывается оттуда вниз. Алиса из окна наблюдает за его падением[2]. После похорон Ира инспектор находит в камере хранения посылку от покойного с неопровержимым доказательством виновности Эмиля.

Для известного комика Мишеля Блана это был дебют в «серьёзном» кино. Уличные сцены снимались в различных населённых пунктах Франции и Бельгии с тем, чтобы зритель не мог приурочить место действия к одному определённому городу. Интерьеры были отсняты в студии[3]. Ключевая сцена, когда Алиса впервые приходит в комнату соседа, была утрачена при лабораторной обработке плёнки; её пришлось переснимать.