Музей живописной культуры


Музе́й живопи́сной культу́ры — московский музей произведений художников начала XX века в основном авангардного направления.

Музей был основан в Москве в 1919 году распоряжением Отдела изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР как выставочно-учебный музей современного искусства. Его целью было демонстрировать прогресс живописи в сфере материала, цветовой гаммы, пространства, формы и техники.

В апреле-мае 1919 г. организация Музея живописной культуры обсуждалась в специальной комиссии, в которую входили В. Кандинский, А. Родченко, Р. Фальк, Н. Альтман, П. Кузнецов. В. Кандинский опубликовал свой взгляд на концепцию создания новых музеев[1].

За время самостоятельного существования у музея было четыре руководителя: В. В. Кандинский (1919—1920), А. М. Родченко (1921—1922), П. В. Вильямс (1922—1923) и Л. Я. Вайнер (1923). Музей живописной культуры должен был ознакомить народные массы с современным искусством, улучшить состояние культуры в государстве. Предполагалось создать одноимённый тип музеев искусства; таким образом аналогичные музеи были организованы в Петербурге, Смоленске, Пензе, Уфе, Витебске, Оренбурге и Рязани.

Музейный фонд заведения был составлен благодаря оперативным закупкам специальной комиссии РОСИЗО произведений русского авангарда; позднее коллекция росла благодаря обменам с другими музеями и Государственным музейным фондом. В музейном фонде были работы О. В. Розановой, К. С. Малевича, В. Е. Татлина, П. В. Кузнецова, Н. А. Удальцовой, Л. С. Поповой, А. А. Экстер, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, А. В. Куприна и т. д. Иностранная живопись была в основном представлена работами французских художников П. Пикассо и А. Дерена.

Изначально экспонаты в Музее живописной культуры выставлялись не по школам, а по принципу контраста формы и письма. В 1923 году музей подвергся реорганизации, была предпринята попытка создания нового типа музея — музея-лаборатории. Таким образом экспозиции делились на две половины: «объёмную» и «плоскостную», в итоге можно было отследить разнообразную постановку и решение художниками поставленных задач. Картины некоторых художников (Машков, Малевич, Попова и др.) были представлены в обеих частях.