Конюшенный музей


Музеум придворных экипажей, в просторечии Конюшенный музей — музей, посвящённый русскому экипажному искусству, находившийся в Санкт-Петербурге. С 1860 по сентябрь 1917 года музей располагался на втором этаже специально построенного здания на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге.

На месте здания к 1733 году располагались жилые мазанки придворных конюхов, с конца 1740-х годов перестроенные в дереве, а к концу века — в камне[1].

Изначально музей располагался в основном каре Конюшенного двора. Он располагал уникальной коллекцией, включавшей экипажи с пышной отделкой и драгоценными украшениями, чучела царских лошадей и другие редкости. В 1840-х годах появилась мысль о постройке для музея отдельного здания, но осуществить её долго не удавалось[2].

Только в 1857 году по заказу придворно-конюшенного ведомства на Конюшенной площади началось строительство нового здания в стиле необарокко по проекту архитектора П. С. Садовникова[3] (вероятно, стиль оформления здания был выбран в связи со стилем выставлявшихся вещей[1]). Помощниками П. С. Садовника при строительстве здания были архитекторы-художники П. П. Дютель и Д. П. Садовников (сын П. С. Садовникова), а также каменных дел мастер Н. Т. Чаликов[4]. Над скульптурным убранством работал академик Д. Иенсен[3].

Музей в новом здании открылся в 1860 году. Нижний этаж здания был украшен резными воротами из дуба. Всего их было 15. За ними хранились экипажи, предназначенные для выездов императорской семьи и свиты (своего рода царский гараж). Второй этаж занимал собственно музей, где были выставлены двухместный возок Петра I, потешные и маскарадные сани цариц XVIII века, другие раритетные экипажи, а также гобелены Парижской и Петербургской мануфактур[2], чучела царских рысаков, произведения шорных мастеров. После гибели Александра II в музей были переданы останки разбитой взрывом императорской кареты[3].

Для подъёма экипажей со стороны двора на второй этаж вёл специальный пандус с тамбуром, в котором был установлен подъёмный механизм и поворотный круг[4].