Musica poetica


Musica poetica (с латинского буквально — «творческая музыка», «созидательная музыка»), в немецкой музыкальной теории XVI — XVII веков — практическое учение о музыкальной композиции, а также само искусство (техника) музыкальной композиции.

Прилагательноe poetica в описываемом термине обозначало не поэзию (искусство стиха), а др.-греч. ποίησις в прямом смысле — творчество, созидание. Впервые термин появился в учебнике Николая Листения «Основы музыки» (1533)[1]. Концепция musica poetica получила широкое распространение в немецкой музыкальной науке барокко. Значительные труды, посвящённые теории и/или технике сочинения музыки, создали Генрих Фабер (1548), Галл Дресслер (1563), Зет Кальвизий («Мелопея», 1592), Иоахим Бурмейстер (1606), Иоахим Тюрингский (1624), Иоганн Андреас Хербст (1643), Афанасий Кирхер (1650), Вольфганг Каспар Принц (1676) и др.

В ряде трудов musica poetica подразделялась на «сортизацию» (лат. sortisatio) и «композицию» (лат. compositio)[2]. В то время как сортизация ориентируется на известный светский жанр (например, вилланеллу), в рамках которого «на лету» совершается импровизация, композиция предлагает созданную «по правилу» и записанную в нотах музыку. В барочных трактатах, посвящённых musica poetica, большое место отводится музыкальной риторике.