Принц, Вольфганг Каспар


Во́льфганг Ка́спар Принц (нем. Wolfgang Caspar Printz, 10 октября 1641, Вальдтурн, Верхний Пфальц — 13 октября 1717, Зорау) — немецкий историк и теоретик музыки, музыкальный писатель.

Изучал элементарную теорию музыки у К.Хаммера (в Фоэнштраусе). Продолжил обучение в Вайдене у кантора В.Альтуса и органиста И.К.Метца. В 1659-61 студент теологического факультета в Альтдорфском университете (не окончил). В 1661 году недолго пел в придворной капелле Гейдельберга. В том же году отправился в долгое путешествие по Италии, в Риме познакомился и сблизился с А.Кирхером, испытал большое впечатление от его коллекции музыкальных кунштюков. В 1662-64 гг. капельмейстер при дворе герцога Леопольда фон Промница в Зорау. В 1664-65 — кантор в Трибеле, с 1665 до конца жизни кантор в Зорау, а с 1682 также — капельмейстер при дворе графа Эрдмана фон Промница, с 1703 — его сына Эрдмана II фон Промница. Яркий биографический очерк о Принце написал И. Маттезон[2].

В музыкальной науке и особенно в музыкальной поэтике испытал большое влияние Афанасия Кирхера, на которого неоднократно ссылался. Наиболее значительный и объёмный труд Принца — «Фринид Митиленский, или Сатирический композитор», был опубликован тремя отдельными томами в Кведлинбурге в 1676-79 гг., а в 1696 году переиздан в Дрездене и Лейпциге. Книга Принца «Историческое описание благородного искусства вокальной и инструментальной музыки», напечатанная в Дрездене в 1690 г., считается «первой большой историей музыки в Германии»[3]. В трактате «Музыкальный компендий» (1668, на латинском языке) выдвинул идею различных по тяжести, «внутренне ощущаемых» (никак не нотируемых) ритмических акцентов (лат. quantitas intrinseca), которые позднейшими теоретиками были осознаны как базовая особенность тактовой метрики.

Принц утверждал, что является автором «150 полномасштабных концертов и 48 канцонетт», однако, никаких следов его композиторской активности не сохранилось.