Мукси


Мукси или муши в сапотекских культурах Оахаки Южной Мексики (исп. ед.ч. muxe — мукс или муше; также пишется muxhe [muʃeʔ], мн.ч. — muxes) — это люди, рождённые мужчинами, которые одеваются и ведут себя как женщины; они рассматриваются как третий пол[1][2].

Считается, что слово muxe происходит от испанского слова, означающего «женщина», mujer[3]. В XVI веке буква x имела звук, похожий на «ш»[4].

Традиция третьего пола у сапотеков восходит к доколумбовым временам и засвидетельствована летописцами XVII века. Ядром культуры сапотеков была семья, организованная по системе, аналогичной матриархату. Мужчины отвечали за охоту, обработку земли и принятие политических решений, в то время как женщины контролировали деловые и экономические решения. Мукс мог участвовать в принятии решений, обычно закрепленных за женщинами в семье. Некоторые мукси образовывали моногамные пары с мужчинами, другие жили группами, а третьи женились на женщинах и имели детей.

В отличие от большинства метисов Мексики, на перешейке Теуантепек проживает преимущественно сапотекское население — один из коренных народов страны. Широко известно, что муксы сталкиваются там с меньшей враждебностью, чем гомосексуальные люди, женоподобные мужчины и транс-женщины в других местах Мексики. По оценкам одного исследования, в начале 1970-х годов 6 процентов мужчин в общине сапотеков перешейка были муксами[5]. Другие общины сапотеков за пределами перешейка имеют аналогичные третьи гендерные роли, такие как бизаахи из Теотитлан-дель-Валье.

Некоторые мукси женятся на женщинах и заводят детей, в то время как другие выбирают мужчин в качестве сексуальных или романтических партнеров. По словам антрополога Линна Стивена, мукс «может выполнять определённые виды женской работы, такие как вышивка или украшение домашних алтарей, но другие выполняют и мужскую работу по изготовлению украшений»[6][7]. Мукси могут быть vestidas («одетый», то есть носящий женскую одежду) или pintadas («окрашенный», то есть носящий мужскую одежду и макияж)[8].

В современной культуре сапотеков говорится о различиях, связанных с их социальным статусом. Мукси в деревенских общинах уважаемы и не могут быть унижены, в то время как в более крупных западных городах они могут столкнуться с дискриминацией, особенно со стороны мужчин; из-за отношения, привнесенного католицизмом[9]. Мукси, как правило, принадлежат к более бедным классам общества. Гендерные различия и однополые желания в богатых сообществах региона, скорее всего, относятся к более западной таксономии геев, бисексуалов и трансгендеров. Такие люди также вероятно остаются «в шкафу». Несмотря на это, мукси традиционно ассоциировались с удачей, и многие теперь имеют работу «белых воротничков» или занимаются политикой.