Мулир, Питер (Младший)


Питер Мулир Младший, Пьетро Темпеста (нидерл. Pieter Mulier de Jonge, итал. Pietro Tempesta; 1637, Харлем — 29 июня 1701, Милан) — голландский и итальянский живописец-пейзажист, маринист. За пристрастие к изображению морских бурь и кораблекрушений художник получил прозвание «Темпеста» (итал. tempesta — «буря, шторм, гроза»).

Питер Мулир родился в 1637 году в Харлеме, Голландия, в семье фламандского происхождения. Учился живописи у отца, художника-мариниста Питера Мулира Старшего (ок. 1615—1670), который был учеником Симона де Влигера[4]. В семнадцать лет, в 1655 году, Мулир Младший отправился в Антверпен, где учился в мастерской известного художника-анималиста Франса Снейдерса и сам рисовал животных. После этого Питер Младший уехал в Италию и более на родину не возвращался.

Вначале (1656—1670) Питер Мулир Младший жил и работал в Риме, женился на местной уроженке Люсии Де Росси и стал отцом в 1657 году. В дальнейшем работал в Венето (венецианской области) и в самой Венеции, а затем в Генуе (1670—1684). В Риме Мулир присоединился к группе «Перелётные птицы» (нидерл. Bentvueghels, или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels) — сообществу, или «братству», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии). В группе было принято давать художникам новые имена, так называемое «изогнутое имя». Питеру Мулиру именно там присвоили изогнутое имя «Темпеста». Сначала звали «Il Cavalier Tempesta», затем «Cavalier Pietro Tempesta» или просто «La Tempesta». впервые появилось на рисунке 1659 года[5].

Мулиру также нравилось его латинизированное имя — Petrus de Mulieribus, поскольку в нём можно было усмотреть меткий каламбур, отражавший особенную страсть художника к женщинам (латинское «muliebris» означает женский). Его жизнь была бурной, подчас его морским пейзажам. По обвинению в убийстве своей первой жены он пять лет провёл в тюремном заключении. Он предстал перед судом в Генуе в январе 1679 года и был приговорен к двадцати годам тюрьмы. По слухам Мулир приказал двум наёмникам убить бывшую жену, чтобы жениться на любовнице Анне Элеоноре Бельтрами. Во время своего плена он действительно женился на Бельтрами. Мулир продолжал заниматься живописью и в заключении, хотя в этот период он стал постепенно терять зрение. В качестве временной мастерской ему была отведена верхняя комната колокольни Дворца дожей в Генуе[6]. Через пять лет его высокопоставленным заказчикам в Генуе удалось добиться признания его невиновности, и 15 октября 1684 года он был освобождён[7].

После 1684 года творческая деятельность Темпесты была связана с Ломбардией. Там он оставался до конца жизни и умер в Милане в 1701 году.