Мурхед, Агнес


А́гнес Му́рхед[4] (англ. Agnes Moorehead, 6 декабря 1900 — 30 апреля 1974) — американская актриса, номинировавшаяся на «Оскар» четыре раза[5] и ставшая обладательницей двух премий «Золотой глобус» и премии «Эмми».

Агнес Робертсон Мурхед (англ. Agnes Robertson Moorehead) родилась в городе Вустер, штат Массачусетс, 6 декабря 1900 года в семье пресвитеранского священника Джона Хендерсона Мурхеда и его жены, певицы Милдред МакКоли. Её первое выступление перед публикой состоялось в трёхлетнем возрасте в церкви её отца, где она прочла молитву «Отче наш». Позже её семья переехала в Сент-Луис, штат Миссури, где прошло её детство. В Сент-Луисе Агнес Мурхед выступала в городском оперном хоре, где у неё появилось прозвище «Муни».

В 1918 году она окончила среднюю школу, и хотя её отец не противился желанию дочери стать актрисой, он всё же настоял на том, чтобы она получила высшее образование. Мурхед поступила в колледж Мускингум в городе Нью-Конкорд в штате Огайо, который окончила в 1923 году со степенью бакалавра в биологии. Обучаясь в колледже, она впервые стала выступать на сцене в труппе студенческого театра. Затем Агнес Мурхед обучалась в аспирантуре Американской академии драматического искусства, который окончила в 1929 году.

Ранняя карьера Агнес Мурхед была не очень удачной — она долгое время не могла найти работу, и только с большим трудом устроилась ведущей на радио. Вскоре она познакомилась с актрисой Хелен Хейс, которая безуспешно попыталась протолкнуть её в кино, но в итоге Мурхед пришлось продолжить работу на радио. В 1937 году Агнес Мурхед вступила в театральную труппу Орсона Уэллса. Спустя два года Уэллс подписал контракт со студией RKO и перевёл своих актёров в Голливуд для съёмок в кино. Там и состоялся дебют Агнес Мурхед на большом экране в драме Уэллса «Гражданин Кейн» (1941), где она сыграла его мать.

Спустя год на экраны вышел второй фильм с участием актрисы — «Великолепие Амберсонов», за роль в котором она была награждена премией нью-йоркских критиков, а также номинирована на «Оскар», за лучшую женскую роль второго плана. Далее последовали роли в таких фильмах, как «Путешествие в страх» (1943), «Мисс Паркингтон» (1944), которая принесла ей вторую номинацию на «Оскар», «С тех пор как вы ушли» (1944), «Джонни Белинда» (1948), её третья номинация на премию Американской киноакадемии, и «Плавучий театр» (1951).

В течение 1940-х и 1950-х годов Агнес Мурхед была одной из самых востребованных актрис на радио, в театре и в кино. В 1951—1952 годах у неё была роль в бродвейской постановке «Дон Жуан в Аду», а с 1962 по 1963 год она играла в пьесе «Лорд Пенго». В 1961 году Мурхед так же снялась в одном из эпизодов «Сумеречной зоны» «Захватчики» (1961), где исполнила роль отчаянно защищающейся жертвы контакта без единого слова. Позднее она так же снималась в другом проекте Рода Серлинга «Ночная Галерея» в эпизоде «Некоторые тени на стене», где играла фактически только мимикой и собственной тенью.