Мюнтер, Габриеле


Габриэла Мюнтер (нем. Gabriele Münter; 19 февраля 1877, Берлин — 19 мая 1962, Мурнау-ам-Штаффельзее) — немецкая художница и график, представительница экспрессионизма[3]. Входила в «Новое Мюнхенское объединение» (N.K.V.M.), а впоследствии в объединение «Синий всадник». Многолетняя подруга Василия Кандинского, Мюнтер хранила значительную часть его работ в период Второй мировой войны и годы после неё и открыла их для общего доступа вместе с фотоархивом «Синего всадника» и своими собственными картинами.

Мюнтер родилась в семье представителей среднего класса в Берлине 19 февраля 1877 году[4]. Семья поддерживала ее стремление стать художницей. Ее отец умер в 1886 году. Она начала рисовать еще в детстве. Когда она росла, у нее был частный репетитор. В 1897 году, в возрасте двадцати лет, Мюнтер получила художественное образование в дюссельдорфской студии художника Эрнста Боша, а затем в женской школе Damenschule у художника Вилли Шпатца.

В 1901 году она посещала занятия для начинающих у Максимилиана Дазио в Даменакадемии (женской академии) Мюнхенского союза женщин-художников[5]. Затем Мюнтер училась в мюнхенской школе «Фаланкс», авангардистском учебном заведении, основанном русским художником Василием Кандинским. Там она посещала курсы скульптуры, которые вел Вильгельм Хюсген.

Мюнтер уделяла большое внимание немецкому экспрессионизму и работала в различных техниках[5]. Она вела дневник и документировала свои путешествия с помощью современной камеры. Она была знакома со многими известными художниками того времени. В одном из своих дневников она заявила, что хотела бы учиться у художников-авангардистов во Франции. Мюнтер и Кандинский путешествовали вместе в 1903-1908 годах. В 1906-1907 годах они провели время в Севре, пригороде Парижа. Они оба выставляли свои работы в Салоне Независимых и Осеннем салоне. 

Когда началась Первая мировая война, Мюнтер и Кандинский переехали в Швейцарию. В 1914 году Кандинский вернулся в Россию без нее. Их отношения ухудшились из-за взаимной напряженности и разочарований, вызванных его недостаточной приверженностью к браку. Его женитьба в 1917 году на Нине Андреевской ознаменовала конец отношений Мюнтер и Кандинского[6].

После этого в ее творческой карьере наступил период бездействия. Ряд картин и рисунков она вернула Кандинскому, а другие произведения долгие годы хранила на складе. Она возобновила работу над картинами в конце 1920-х годов, когда после войны вместе с Йоханнесом Айхнером вернулась в Германию.