Мюр и Мерилиз


«Мюр и Мерили́з» — торговый дом, существовавший в России с 1857 по 1918 год. Был основан в Санкт-Петербурге шотландцами Арчибальдом Мерилизом (1797—1877) и Эндрю Мюром (1817—1899)[1][2]. В 1918-м универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» перешёл в ведение Мосторга, а мебельную фабрику переоборудовали под завод авиационной промышленности «Рассвет»[3][4].

В 1843 году в Санкт-Петербурге шотландский коммерсант Арчибальд Мерилиз основал фирму, занимающуюся оптовой продажей галантереи. В 1857 году к нему присоединился брат его жены Эндрю Мюр, и в компании появилось направление по производству дамских шляпок и мебели. В том же году был зарегистрирован торговый знак «Мюръ и Мерилизъ», и спустя десять лет открылся филиал в Москве[5]. Первоначально коммерсанты открыли оптовый магазин галантереи и шляп на улице Кузнецкий Мост, а в 1882 году компания приобрела участок земли с постройками на углу Театральной площади и Петровки по соседству с Голофтеевским (бывшем Голицынским) пассажем[6].

В конце XIX века умер Мерилиз, и примерно в то же время у фирмы появился новый совладелец и управляющий — Уолтер Филипп[7][8]. Из-за падения курса рубля вследствие неурожая 1891 года, предприниматели решили заняться розничной торговлей вместо оптовой[9].

Разработку плана реконструкции каменного доходного дома на Театральной площади доверили архитектору Роману Клейну. В результате перестройки и возведения нового корпуса вместо старых дворовых строений получилось трёхэтажное здание, замкнутое по периметру, в одной части которого располагался большой зал со стеклянным куполом[6]. Торговый дом «Мюр и Мерилиз» въехал во вновь построенные помещения в 1885 году[2].

После перехода на розничную торговлю «Мюр и Мерилиз» значительно увеличил ассортимент товаров — к концу века в магазине было 44 отдела, а количество служащих достигло тысячи человек. Так в России появился первый универсальный магазин для среднего класса, в котором можно было купить практически всё, кроме продуктов. Кроме того, универмаг ежеквартально выпускал каталоги, которые рассылал вместе с образцами тканей всем желающим. При заказе свыше 25 рублей осуществлялась бесплатная доставка почтовыми отправлениями по территории европейской части России[10][11]. Среди прочих новшеств были ценники на товарах, лишавшие продавцов возможности умышленно завышать цены, а покупателей — торговаться, примерочные комнаты, где московские модницы могли посмотреть, как будет выглядеть наряд при свете газовых светильников, и возможность вернуть непонравившийся товар[8][12].