Клейн, Роман Иванович


Рома́н Ива́нович (Ро́берт Ю́лиус) Клейн (19 [31] марта 1858, Москва — 3 мая 1924[1][2][…], Москва[1]) — русский и советский архитектор, академик Императорской Академии художеств, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры строил в неоклассическом стиле, гласный Московской думы (1908)[3]. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.

Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье немецкого происхождения[4]. В 1878 отец Клейна купил усадьбу Григорьева — Писемской на Малой Дмитровке, в которой прежде жил И. С. Аксаков, в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии[5].

Во время обучения в гимназии Креймана[6][7] в 1873—1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды[8]. В 1875—1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке Исторического музея. В 1877—1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе — в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885—1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова[8][5].

В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику[8]. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу — дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, — ввела его в круг старообрядческого купечества — Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени — Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам — Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. — М. В. Нащокина