Фомин, Иван Александрович


Ива́н Алекса́ндрович Фоми́н (22 января [3 февраля] 1872, Орёл[1] — 12 июня 1936[1][2][…], Москва[1]) — русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Отец архитектора Игоря Фомина (1904—1989) и художника-графика Ираиды Фоминой (1906—1964).

Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-х годах разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей советского монументального классицизма.

В 1890 году окончил Рижскую Александровскую гимназию[5] и поступил в Московский университет на математический факультет[4], который через два года оставил и в 1894 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерскую профессора Л. Н. Бенуа[3][6]. В 1897 году был исключён из училища за участие в студенческих беспорядках. Продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право производства строительных работ и стал помощником архитектора[4].

До 1905 года работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля[3], в том числе на шехтелевских проектах особняка Рябушинского и реконструкции Художественного театра. В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке; позднее участвовал в других постройках Общества.

В 1902 году Фомин совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля»[4]. Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом. Декоративизм «модерна» сковывал идеи Фомина, который был приверженцем конструктивной логики и композиций, построенных на противоборстве сильных архитектурных масс[4].

Он попытался объединить идеи «модерна» с традициями древнерусской архитектуры в проекте ограды и келий Ферапонтова монастыря, проектах домов для художника Коровина и Московского общества художников, после чего обратился к классицизму[4].