Нагаута


Нагаута (яп. 長唄 букв. «длинная песня») — жанр японской камерной музыки для сямисэна, прочно связанный с театром кабуки[1].

Слово «нагаута» впервые упомянуто в Манъёсю для обозначения длинного стихотворного произведения, однако позже те же иероглифы стали читать иначе, тёка, и прямой связи с музыкальным жанром у нагауты-поэзии нет[1].

Первое упоминание музыки-нагауты встречается во втором томе сборника музыки «Сосновые иглы» (яп. мацу но ха), однако ввиду того, что сборник не содержит нот, невозможно точно установить отличия между ранними произведениями в этом жанре от других, за исключением того, что песни-нагаута обычно длиннее[1]. В XVIII веке кансайская изначально музыка для сямисэна прочно обосновалась в Эдо (Токио), там появились местные жанры: эдо-дзиута, эдо-нагаута и другие[1].

Внутренняя категоризация репертуара нагауты включеет разделение на танцевальные и повествовательные произведения, каждая из этих категорий делится на сюжетные (яп. 段物 даммоно) и поэтические (яп. 端物 хамоно)[2]. Большинство танцевальных сюжетных произведений исполняются не на театральной сцене, а на отдельно организованных представлениях (яп. お座敷 о-дзасики)[2].

Нарративная музыка под аккомпанемент бивы существовала в Японии с XIII столетия; в начале XVII века в Японию попал сямисэн, который заместил биву почти во всех жанрах, включая лирические[1]. Предшественниками нагауты являются повествовательные баллады сэккё-буси, буддийская драматическая музыкальная форма саэмон и ещё один нарративный жанр, дзёрури[1]. Два промежуточных жанра, сэккё-дзёрури и народное чтение под удары веера, оку-дзёрури, сформировали базу для предка всей лирической музыки для сямисэна — дзиуты[1].

История нагауты тесно связана с историей театра кабуки, возникшего в конце XVI века[1]. Ранние виды кабуки по-видимому представляли собой представления более древнего театра но под аккомпанемент пения и различных инструментов: ударных, флейты, кокю; сямисэн в это время уже был распространённым уличным инструментом[1]. В кабуки сямисэн попал в 1634—1650 годах уже тесно связанным с культурой кварталов красных фонарей, которая повлияла и на развитие этого театра; так, песни, исполнявшиеся в публичных домах, стали петь со сцены под другими названиями, сюжеты многих произведений включают жизнь в публичных домах[1]. Сами актрисы и актёры кабуки занимались проституцией, из-за чего женщин со сцены изгнали в 1626 году, однако мужскую проституцию это не остановило[1].