Дзиута


Дзиута (яп. 地歌/地唄) — жанр камерной японской музыки, исполняемый на сямисэне в качестве аккомпанемента к представлениям дзёрури и танцам. Название буквально означает «местные песни»[1]. Дзиута входит в обязательный репертуар гейш, они же составляют основную часть специалистов этого жанра в Киото; также его исполняют на большой сцене в других городах Кансая и в Токио[2].

Дзиута изначально был камерным жанром, он исполняется тихо, в медленном темпе и без ударных инструментов[3]. В вокальных партиях всегда много мелизмов[3].

До периода Мэйдзи изучать дзиуту могли только слепые члены гильдий по системе иэмото, сохраняющейся в японском искусстве до сих пор; в XXI веке этому жанру обучают в Токийском университете искусств[4]. Гейши изучают дзиуту в специализированном учреждении «кэмбан» или «кабурэндзё»[5]. Из-за системы иэмото заимствование из других жанров ограничено (к примеру, исполнители дзиуты никогда не используют даже выкриков жанра нагаута)[6]. Исключение — музыка камерных трио санкёку, которую часто исполняли те же люди, что и дзиуту[7].

Сямисэн попал в Японию в XVI веке из независимого тогда государства Рюкю; рюкюская разновидность, именуемая сансин, меньшего размера и обтянута змеиной кожей. Первыми заметили сямисэн музыканты, игравшие на биве, они адаптировали сямисэн для себя, увеличив его корпус, а также заменив труднодоступную змеиную кожу на кошачью[8].

Толщина грифа сямисэна для исполнения дзиуты средняя между толстым «сямисэном гидаю» и тонким нагаута-сямисэном. Исполнители дзиуты тщательно избегают влияния театральной школы игры на сямисэне: динамичные мелодии не ценятся, лучшим считается ясный звук интересного тембра; при игре профессионалы дзиуты никогда не задевают плектром корпус, как делают музыканты, играющие в жанре эдо-нагаута[1][3][9].

Используется плектр большого размера «цуяма-бати»[a][3][10]. В отличие от остальных жанров музыки для сямисэна (кроме санкёку), плектр для игры в жанре дзиута сделан не из слоновой кости или дерева, покрытого слоновой костью, а из черепашьего панциря или рога буйвола[1]. К нижнему порожку сямисэна исполнители иногда подвешивают небольшие грузики, чтобы уменьшить вибрацию[1].