Надворные казаки


Надворные казаки (укр. надвірні козаки) — название одной из групп (старо)русского, (мало)российского и украинского казачества из числа посполитых, в большинстве своём христиан восточной, греческой и (старо)русской христианской веры из числа русинов или крещённых степняков, литвинов и т.д., известных как мужики (они же крестьяне) в составе Короны Польской и Речи Посполитой, на землях Старой, Польской Украины т.е. польско-татарского и польско-степного пограничья, в XVI — XVIII веках, представлявшая собой частную охрану отдельных владельцев земли (магнатов). Также вероятно, что первоначально значительную часть этой группы населения составляли беженцы и мигранты с Татарщины, в т.ч. так званые «литовские татары», которые и ввели в повседневную речь такие слова как «казак» и «черкас», отражающие реалии жизни и творчества (велико)степного международного сообщества времен распада/перестройки Старой, Золотой, Царь-Батыевой Орды или как тогда на Старой, Святой Руси говорили - Татарского царства, приведшей к возрождению старого и появлению новых регионов и государств на землях Старой, Святой Руси - Малороссии (в т.ч. будущей Украины), Литвы (в т.ч. будущей Беларуси), Москвы, Польши, Крыма и т.д.

Надворные крестьяне (казаки) являлись собственностью отдельных владельцев (польских магнатов) и были обязаны работать на них, содержались полностью за их личный счёт (кошт), то есть одевались, вооружались и так далее, невзирая на запрещение от государства. Магнаты использовали надворных казаков для своей личной охраны, охраны своих имений, сбора податей и налогов, проведения экзекуций, а также в междоусобных конфликтах и других случаях.

Богатые помещики в Польской Украине дворовых людей своих одевают по-казацки и держат для рассылок, розысков, экзекуций и т. п. У нашей барыни было до полусотни казаков, под начальством моего отца, который носил звание асавула, или капитана. В надворные казаки выбирают обыкновенно самых расторопных и красивых людей. Невзирая на запрещение, иногда вооружают их пиками, саблями, пистолетами, а всегда нагайками. В поместьях моей барыни крестьяне часто противились самовластному управлению арендаторов и их приказчиков, и казакам всегда была работа и пожива при усмирении непокорных и при экзекуциях, то есть в буйных постоях, в наказание за ослушание. Казаки должны были также взыскивать недоимки с жидов.[1]

Набирались надворные казаки в основном из крепостных и посполитых крестьян и по своему социальному статусу занимали промежуточное положение между крестьянством и шляхетством. В отличие от аналогичного сословия Речи Посполитой, жившего в замках и поместьях магнатов, как «загоновая шляхта», надворные казаки были лично несвободными вооружёнными слугами. Их можно рассматривать как аналог существовавших в Московском Царстве в XIV−XVII веках боевых холопов. При народных волнениях надворные казаки нередко переходили на сторону восставшего селянства.