Надвратная икона


Надвра́тная ико́на (также вратная икона или греч. πορταιτϊξξα — (портатисса) вратарница) — икона, установленная над воротами церкви, монастыря, храма, крепости, города или дома[1][2]. Иногда дополнялась надписями религиозного содержания, цитатами из Святого Писания[3].

Чаще всего на выходе из ворот помещали тип иконы, называемый Одигитрией (Путеводительницей), таким образом, как бы благословляя отправляющихся в путь. Исключение составляла надвратная икона на выходе в Коломенском кремле, принадлежащая к типу Елеуса (Милостивая)[4].

Так как исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром России, поскольку являлся средоточием церковного управления, а также центром наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов, то чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила своё название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского), Никольская башня названа в честь расположенной над ней иконой святителя Николая Чудотворца.

В настоящее время конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен. Такие же элементы были и над воротами Спасской и Никольской башен, хотя сами иконы долгое время считались утраченными. Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века[5].

Вопрос о возвращении икон на башни Кремля неоднократно поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Для предварительной проработки вопроса при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, членами которой было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях, возможно, сохранились в киотах под слоем штукатурки.