Наказ (правовой акт)


Нака́з — документ, излагающий поручение вышестоящего органа власти нижестоящему об определённом порядке действия; в данном значении, наказ — исторический вид правового акта.

Наказ как самостоятельная форма документа вошёл в правотворческую российскую практику ещё в период Русского государства. В то время наказ представлял собой царское поручение, адресованное воеводе или иному чиновнику на местах о порядке осуществления административных функций. Отмечается, что наказы писались по единому образцу (формуляру), содержащему следующие части:

Наказ, исходящий от центральных органов управления, включая царя, мог выражаться в наказной грамоте[2]. Впрочем, наказными грамотами назывались и распоряжения церковной власти (митрополита, архиерея), адресованные монастырям и благочиниям на местах[3]. В частности, известно, что материалы Стоглавого Собора 1551 г. рассылались затем по городам и монастырям посредством наказных грамот[4].

Наряду с конкретными административными распоряжениями, наказ мог устанавливать и нормы права, что сближает его с указом. Таков, в частности, Губной наказ Новгородской земле от 06 мая 1559 г. царя Ивана Грозного, адресованный Новгородской земле в целом и регламентирующий порядок осуществления губного самоуправления там. Также и наказ Алексея Михайловича «О градском благочинии» от 30 апреля 1649 г., наряду с конкретными предписаниями, адресованными «Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову», содержал нормы, касающиеся общих правил профилактики пожаров, имеющие общегосударственное значение.

Наказ в рассматриваемый период мог иметь форму «наказной памяти», то есть инструкции, выданной центральным или местным органом власти послу или иному чиновнику, выполняющему определённое поручение (иногда дипломатического или конфиденциального характера). Так, известна наказная память от 30 мая 1641 г., данная из Якутской приказной избы березовскому пятидесятнику Мартыну Васильеву и десятнику Аксёну Аникееву о проведывании путей в Китай, в которой последним предлагается:

подпоя вином, роспрашивать братцких людей и тунгусов про Ламу, и про тунгускою вершину, и про мугальских людей, какие по Ламе люди живут, и многие ль, и мугальской князец далеча ль от них живёт, и хто именем, и городы у них и острожки есть ли, и какой у них бой, и в Китайское государьство которою рекою ходят, и сколько судового ходу, или сухим путём до Китайского государьства городов, и Шилка-река сколько от них далеча, и Лавкай-князец, которой живёт на Шилке, сколь далеча от них живёт, и серебряная руда на Шилке и медяная далеча ль от Лавкаява улусу, и какой хлеб на Шилке-реке родитца, и куды Шилка-река устьем впала — в Ламу ли или в Большое море…[5]