Нападение на руандийский военный лагерь в Бугесере


Нападение на руандийский военный лагерь в Бугесере[2] и дальнейшее вторжение в земли Руанды, получившее также название «Кровавое Рождество»[3], происходило в декабре 1963 года. Тогда бежавшие после революции сотни беженцев-тутси предприняли попытку свергнуть правящую партию «Пармехуту» и восстановить монархию в стране.

Наступление началось 21 декабря 1963 года и продолжалось до 27 декабря. Первоначально, пользуясь внезапностью нападения, слабо вооружённые силы тутси смогли захватить военный лагерь в провинции Бугесера и привлечь на свою сторону мирных жителей. Дальнейшее продвижение на Кигали власти Руанды остановили силой оружия, вытеснив противника за пределы страны и убив сотни нападавших, после чего устроили массовые убийства, которые ряд историков склонны считать геноцидом. Точное число убитых определить не представляется возможным, оценки варьируются от одной до двадцати тысяч человек.

Нападение вызвало осуждение со стороны католической церкви, которая при этом весьма попустительно отнеслась к убийствам, которые привели к ещё более жестоким репрессиям, укреплению диктатуры и осуждению мирового сообщества. В ходе резни правительство Грегуара Кайибанды убило большинство представителей конкурирующих политических партий.

С концом Первой мировой войны, доставшаяся Германии по итогам Берлинской конференции 1884—1885 годов часть Африки[4], была разделена между странами-победительницами. Одна из них, Бельгия, получила территорию современных государств Руанда и Бурунди, где сформировала свою администрацию, получившую название Руанда-Урунди и управляемую в соответствии с мандатом Лиги Наций. Бельгийцы не изменили политику германских колониальных властей, продолжая сотрудничать с меньшинством тутси, которое управляло большинством хуту[5], но при этом внедрили в управление страной удостоверения личности с обязательным указанием национальности в отдельной графе, сделав и без того серьёзные национальные противоречия ещё более напряжёнными[6]. До этого национальности разделялись более по социально-политическому, нежели этническому признаку[7]. Люди могли «переходить из одной национальности в другую»: разбогатевший хуту имел возможность примкнуть к правящей элите, где его считали тутси, а обедневших тутси нередко считали хуту[8].