Наука любви


«Нау́ка любви́», также «Нау́ка люби́ть» и «Иску́сство любви́» (лат. Ars amatoria, Ars amandi) — цикл дидактических элегий в трёх книгах, написанный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном в начале I века[1][2]. В произведении описаны основы учтивого поведения мужчин и женщин, а также различные приёмы и уловки в отношениях.

Наряду с философской поэмой Лукреция «О природе вещей» и дидактической поэмой Вергилия «Георгики» «Наука любви» — назидательное произведение, имеющее поэтичность и ритм элегической строфы[англ.] и отличающееся обильным использованием мифологических образов. Наряду с «Пиром» Платона, «Сатириконом» Петрония Арбитра, арабским «Благоуханным садом» и индийской «Камасутрой», «Наука любви» является одним из самых эротичных в мире литературных произведений[3].

Наука любви пользовалась большим успехом у читателей, что вдохновило Овидия на написание продолжения — дидактической поэмы «Лекарства от любви».

Считается, что «Наука любви» послужила причиной долговременной ссылки Публия Овидия в город Томис на берегу Понта Эвксинского. Это косвенно признаёт и сам Овидий в «Письмах с Понта» и «Скорбных эллегиях», называя в качестве причины своего изгнания стихи, под которыми подразумевается «развращающая» «Наука любви» и «оплошность, опрометчивый шаг» (лат. error). В свою очередь, современники и после видели причины немилости Августа к поэту в изгнании императором своей внучки, Юлии Младшей, которую дед осудил за разврат. Вынесенные Августом одновременно два приговора, которые являлись лишь ступенью в борьбе за наследование власти (Юлия имела такие же права, как и Марк Випсаний Агриппа Постум), придавали первому императору образ борца за высокую нравственность, жёстко пресекавшего губящее римское общество распутство, поборником которого считал Овидия. При этом, Октавиан не обращал внимания на то, что со времени выхода в свет «Науки любви» прошло уже десять лет, поскольку не желал создавать прецедент осуждения писателя за творчество, как позднее, согласно ТацитуАнналы», IV, 34), подобная участь постигла историка Кремуция Корда от Тиберия[5][6][7][8].

«Наука любви» состоит из трёх книг, где в первых двух поэт даёт советы мужчинам как правильно привлечь внимание женщины и обольстить её, а в последней, третьей книге — советы женщинам, как завоевать мужчину.

И. М. Троцкий (Тронский) отмечал[1]: «Обычная в римской элегии маска поэта — „учителя любви“ — находит своё завершение в дидактических поэмах О.: „Наука любви“ (Ars amatoria) и „Средство от любви“ (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощрённой риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.»