Научно-фантастический фильм


Научно-фантастический фильм — кинематографический жанр, в котором используются спекулятивные, вымышленные научно-обоснованные изображения явлений, которые не полностью приняты основной наукой, таких как внеземные формы жизни, космические аппараты, роботы, киборги, межзвездные полёты или другие технологии. Научно-фантастические фильмы часто используются для сосредоточения внимания на политических или социальных вопросах и для изучения философских вопросов, таких как состояние человека.

Научно-фантастические фильмы часто происходят в будущем и затрагивают политические или социальные проблемы. Как правило сценаристы пробегают к популярным научно-фантастическим тропам в литературе, которые частично, вовсе не научно правдоподобны или лишены сюжетной логики.

Научно-фантастическое кино существует с появлением немого кино, примером первого фантастического кинематографа можно назвать ленту Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», где для достижения спецэффектов, создатели пробегали к трюковой фотографии. Другим ярким примером в раннем кинематографе можно назвать «Метрополис» 1927 года, который стал первой высокобюджетной и полнометражной научно фантастической картиной. С 1930-х по 1960-е годы, жанр научной фантастики считался нишевым и применялся как правило в низкобюджетных кинолентах, именуемых би-муви. В 1960-е года большой популярностью пользовался сериал «Звёздный путь». После выхода киноленты Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» жанр научно-фантастического кино стал восприниматься более серьёзно, а в конце 1970-х годов, колоссальный успех кинотрилогии Джорджа Лукаса «Звёздные Войны» заложил на следующие десятилетия выпускать высокобюджетные научно-фантастические блокбастеры.

Научно-фантастические фильмы имеют как правило умозрительный, спекулятивный характер и трактуются достаточно широко, по сути включая в себя любые темы, даже косвенно связанные научными и технологическими достижениями, это может быть фильм как и об инопланетянах, роботах, так и о последствии лабораторных экспериментов. При этом данный жанр затрагивает не только темы научных достижений, но и псевдонаучные темы, полагаясь в первую очередь на атмосферу и квази-научную художественную фантазию, а не на факты и обычные научные теории[1]. Часто научно-фантастические фильмы включают элементы мистики, оккультизма, магии или сверхъестественного, где главный герой может приобрести некие сверх-способности приближаясь таким образом к жанру фэнтези[1]. Фильмы, совмещающие в себе элементы научной фантастики, приключения и фэнтези часто прибегают к жанру космической оперы, где в далёком будущем или другой вселенной возможны межзвёздные перелёты и контакт со внеземными цивилизациями, в таких же фильмах популярна идея совмещения эмпиризма и трансцендентализма о магии и религии, в попытке примирить человека с неизвестным. Например концепция «силы» во вселенной «Звёздный Войн»[2].