Национализм в первой Латвийской республике


Национализм в Латвийской республике, зародившийся в начале 1920-х годов, проявлялся также во время Второй мировой войны, в эмигрантских организациях и получил продолжение в современной политической жизни и общественном пространстве. Главным лозунгом пронацистских движений был «Латвия для латышей», а идейной почвой — стремление части радикально настроенных граждан в собственном национальном государстве взять реванш по отношению к былым «господствующим» классам, социальным и национальным группам. Это сближает данное общественное явление с фашизмом[нет в источнике], согласно определению английского исследователя Роджера Гриффина, трактовавшего фашизм как «мифическое ядро» «популистского ультранационализма», вдохновлённого идеей перерождения нации, расы или культуры и созданием «нового человека». Он также определял фашизм как «палингенетический ультранационализм», предполагающий, что в своём мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново»[1].

Первая организация ультранационалистического, нацистского толка появилась в Латвии в 1920 году: Латышский национальный клуб (Latvju nacionālais klubs). В том же году была основана радикально-националистическая молодёжная организация: Национальный молодёжный союз латышей (Latviešu nacionālā jaunatnes savienība). Эта организация привлекала в свои ряды «фронтовое поколение» — молодёжь, участвовавшую в Боях за независимость и желавшую вознаграждения за свои жертвы через лидирующую роль в государстве. Среди лидеров были Индрикис Поне, Янис Штельмахер и Густавс Целминьш — двое последних создали свои национал-социалистические партии в начале 1930-х годов. Уже в самом начале Штельмахер выражал антисемитские взгляды — недовольство тем, что евреи занимают места в Латвийском университете. В 1921 году Студенческий совет предложил брать со студентов-евреев повышенную плату за обучение, так как пропорционально в университете их больше, чем в составе населения. Ректор Эрнест Фельсберг назвал это требование трудновыполнимым: среди 554 студентов-евреев (16%, в составе населения евреев около 5%) 92 — иностранцы, которые и так вносят тройную плату. 189 вписываются в пропорцию, остаётся 273, но как среди них выделить тех, которым следовало бы платить больше остальных, непонятно[2].