Национальная революция


«Национальная революция» (фр. Révolution nationale; французское произношение: ​[ʁevɔlysjɔ̃ nɑsjɔnal])идеологическое обозначение программы преобразований режима Виши во главе с маршалом Филиппом Петеном, которая была провозглашена в июле 1940 года, после подписания Компьенского перемирия.

Поражение дало маршалу и его сторонникам возможность коренным образом преобразовать французское общество. Отмена республиканских институтов, осуждение либерального капитализма и отрицание прав человека составили основу «Национальной революции». Идеологию нового режима могут охарактеризовать несколько следующих основных пунктов: национализм; коллективизм; антиэгалитаризм; антиинтеллектуализм; недоверие к индустриализации; призыв к единению нации посредством традиционализма (что нашло отражение в девизе Французского государства ― «Труд, семья, Отечество»)[1][2].

Режим Петена также характеризовался антипарламентаризмом, неприятием конституционного разделения властей, культом личности, ксенофобией, антисемитизмом, социальным консерватизмом, корпоративизмом, антимодернизмом и декларациями о необходимости преодоления конфликтов ради классового сотрудничества. Несмотря на своё название, данный идеологический проект был скорее реакционным, чем революционным, поскольку он выступал против большинства социальных изменений, реализованных во время Третьей Французской республики[3].

Правительство Петена приняло ряд репрессивных мер против «нежелательных лиц»: евреев, «метэков» (иммигрантов), масонов и коммунистов. Преследование этих четырёх групп было идеологически обосновано концепцией Шарля Морраса об «Антифранции» или «внутренних иностранцах», к которым он относил «четыре союзные друг другу группы: протестанты, евреи, масоны и иностранцы». Режим также преследовал цыган, гомосексуалистов и левых активистов. Режим Виши подражал расовой политике нацистской Германии, а также проводил политику поощрения рождаемости, направленную на возрождение «французской расы», хотя и все эти мероприятия по своему масштабу и содержанию не стояли близко с программой евгеники, которую осуществляли нацисты. Не последнее место в идеологии Виши занимала поддержка любительского спорта, который противопоставлялся профессиональному.

Официальная идеология Французского государства включала в себя адаптированные элементы идейной базы французских ультраправых (к которым относились монархисты и интегралисты Шарля Морраса). Идеология и практика вишистов родилась в ходе кризиса, порождённого в результате поражения Франции. Она характеризовалась следующими отличительными чертами: