Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию


Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (англ. National Advisory Committee for Aeronautics, сокр. NACA, сокр. рус. НАКА) — федеральное агентство США, занимавшееся проведением исследований в области авиации и ставшее предшественником NASA (преобразовано в 1958 году).

NACA было создано в 1915 году в связи с необходимостью координации авиационной отрасли в условиях участия США в Первой мировой войне. Прообразом для американского ведомства послужил Консультативный комитет по воздухоплаванию  (англ.) Великобритании, а также аналогичные агентства других европейских держав. В учреждающем Акте Конгресса от 3 марта говорилось, что «обязанностями консультативного комитета по воздухоплаванию должны стать контроль и управление научными работами по проблеме полёта с целью их практического решения»[1].

В 1922 году число сотрудников NACA достигло 100 человек, в 1938 году — 426. Их усилиями в NACA были разработаны собственные модели обтекателя, аэродинамических труб, воздухозаборников. Последние до сих пор используются в современной авиации, например, в конструкции истребителя F-22 Raptor(???).

21 ноября 1957 года внутри агентства был учреждён Специальный комитет по космическим технологиям.[2] Интересно, что в состав этого комитета одновременно входили Хендрик Уэйд Боде (участвовал в разработке автоматической артиллерийской системы, которая ликвидировала ракеты Фау-1 во время бомбардировки Лондона) и Вернер фон Браун (возглавлял проект Фау-2).[3] Главой комитета был назначен Гайфорд Стивер, поэтому подразделение также называли Стиверским комитетом.

5 марта 1958 года глава Научно-консультативного комитета при президенте Джеймс Киллиан представил Дуайту Эйзенхауэру меморандум под названием «Organization for Civil Space Programs», в котором призывал президента санкционировать учреждение NASA на базе «усиленного и переименованного» Национального консультативного комитета по воздухоплаванию. Таким образом, 7500 сотрудников комитета и его активы на сумму $300 млн перешли в собственность новообразованного космического агентства.[2]