Национальный музей воздухоплавания и астронавтики


Национальный музей воздухоплавания и астронавтики[3] (англ. National Air and Space Museum) — музей Смитсоновского института, расположенный на Национальной аллее в Вашингтоне в США, в котором экспонируется самая большая в мире коллекция исторических самолётов и космических аппаратов. Это исследовательский центр в области истории и науки авиации и космических полетов, а также планетологии, геологии и геофизики[4]. Почти все экспонаты музея — оригинальные исторические экземпляры или их дублеры.

Это второй по популярности музей Смитсоновского института[5], включающий также Центр Стивена Удвар-Хейзи[англ.].

Из-за непосредственной близости к Капитолию США было решено построить впечатляющее здание, но так, чтобы здание Капитолия не выглядело блекло на его фоне. Архитектор Гио Обата[англ.] из компании Hellmuth, Obata and Kassabaum[англ.] разработал план здания: 4 мраморных куба, внутри которых представлены экспонаты небольших размеров, соединены тремя перешейками из стекла и стали, где выставлены крупные экспонаты, такие как ракеты, самолёты и космические аппараты. Внешне музей напоминает здание Национальной галереи искусств, также расположенное на Национальной аллее и также облицованное розовым мрамором из Теннесси.

Строительная компания Gilbane завершила строительство Национального музея воздухоплавания и астронавтики в 1976 году. Вход в учреждение расположен в западной стеклянной стене здания[6].

Изначально музей назывался Национальным музеем авиации (англ. National Air Museum), он был учреждён актом Конгресса от 12 августа 1946 года, законопроект подписал президент Гарри Трумэн[7][8].

Соответствующий музейный фонд начал формироваться Смитсоновским институтом задолго до того. Так, несколько воздушных змеев были переданы китайской императорской комиссией после Всемирной выставки 1876 года, прошедшей в Филадельфии. Музей получил эти экспонаты благодаря тому, что секретарь Смитсоновского института убедил участников выставки из Китая в том, что доставка этих экспонатов обратно обойдётся слишком дорого. Первым экспонатом, купленным Смитсоновским институтом, был авиационный паровой двигатель Стрингфеллоу, который поступил в коллекцию в 1889 году и находится в ней по сей день.