Небесная магия


Небесная магия или математическая магия или астральная магияоккультно-эзотерическое понятие, встречающееся в трудах о магии, сочинённых европейскими гуманистами эпохи Возрождения в XV-XVI веках. Согласно их представлениям, данный вид магии в отличие от естественной, основан на применении математики (понимаемой как «законы числа, веса и меры»)[1] и позволяет «низводить энергии небесных тел» в физические, материальные тела, талисманы и т.д. и т.п.

Данную разновидность магии (под названием «астральная магия») затрагивает в своих работах флорентийский мыслитель Марсилио Фичино. В 1477 году он работал над трактатом, так, впрочем, и оставшимся незавершенным, «Рассуждение против прорицаний астрологов». Главная мысль труда, к которой гуманист возвращается постоянно, состоит в том, что ум и душа человека, неподвластны влиянию звезд, более того – сами его используют[2]:

Небо прямо воздействует на тело, опосредствованно – на чувство, связанное с телом, и никоим образом – на интеллект. Однако интеллект и воля могут потворствовать дурному чувству. И пусть не говорят, что подобно тому, как тело наше подвластно небесному телу, так же и ум наш подвластен небу, ибо тело наше [происходит] от того, небесного тела, ум же – не от какого-либо тела и не от движущего небом ума, но от Бога.

Фичино широко заимствует материал из весьма популярного в его время трактата о симпатической и астральной магии «Пикатрикс», рассказывает об изготовлении магических талисманов, коими человек обращает себе во благо нужные ему планетные энергии. Одной из главных целей этой талисманной магии, направленной на низведение определенных астральных токов и излучений в материальные тела, является восстановление или укрепление здоровья людей. Сын врача и сам врач, Фичино, как и большинство людей его класса и культуры, считал человеческий организм в целом и отдельные его части связанным с теми или иными зодиакальными знаками, а телесные темпераменты – с различными планетами[2].

У немецкого гуманиста Агриппы Неттесгеймского небесной магии посвящена вторая часть его основного труда «Тайная [оккультная] философия» (1510, изд. 1531)[3], в котором понятие тайная философия, вынесенное в заглавие всего труда, отождествляется с собственно магией. Уже в первых двух главах первой книги, озаглавленной «Естественная [природная] магия», Агриппа делает следующие отождествления наук с разделами магии. Поскольку, согласно Агриппе, существует три мира, «Стихийный», «Небесный» и «Интеллектуальный», исследоваться они должны тремя науками: физикой или естественной магией, раскрывающей сущность земных вещей; математикой или небесной магией, которая заставляет нас понять движение небесных тел; и теологией или церемониальной магией, которая позволяет людям понимать «Бога, разум, ангелов, разумные существа, демонов, душу, мысль, религию, таинства, церемонии, храмы, праздники и мистерии».