Нейрат, Отто


Отто Нейрат (нем. Otto Neurath, 10 декабря 1882, Вена — 22 декабря 1945, Оксфорд) — австрийский философ, социолог и экономист, один из организаторов и лидеров Венского кружка[3].

Отец Отто Нейрата — Вильгельм Нейрат (Wilhelm Neurath) — происходил из религиозной еврейской семьи из Пресбурга и был известным в своё время мыслителем и экономистом. Отто Нейрат изучал математику в Вене и получил степень доктора философии на факультете политологии и статистики Берлинского университета. В 1907 году он женился на Анне Шепир. Она умерла во время родов 1911 году, после чего Нейрат женился во второй раз. Его женой стала математик и философ Ольга Ханн-Нейрат, которая до этого была его близким другом. Возможно из-за слепоты Ольги, а также из-за начала войны, сына Отто, будущего социолога Пола Нейрата отправили в детский дом в предместье Вены, где жила мать Нейрата. Пол вернулся к родителям в возрасте 9 лет.

До начала войны Нейрат преподавал политическую экономию в венском Новом колледже торговли (Neue Wiener Handelsakademie). Впоследствии он стал директором Немецкого музея экономики военного времени (Deutsches Kriegwirtschaftsmuseum) (затем — Немецкий музей экономики — Deutsches Wirtschaftmuseum) в Лейпциге. Нейрат вступил в Социал-демократическую партию Германии и в 19181919 годах управлял службой центрального экономического планирования в Мюнхене. После падения Баварской республики Нейрат попал в тюрьму, но после вмешательства австрийского правительства был выпущен на свободу и возвратился в Австрию. Во время пребывания в тюрьме он написал работу «Анти-Шпенглер», содержащую критику книги «Закат Европы» Освальда Шпенглера.

В Вене Нейрат становится секретарем Австрийской ассоциации жилищного строительства и малого садоводства (Verband für Siedlungs-und Kleingartenwesen) — объединения групп взаимопомощи, целью которых было обеспечение их членов жильём и садовыми участками. В 1923 году Нейрат становится директором нового Музея жилья и городского планирования (Siedlungsmuseum). В 1925 году Нейрат основывает Gesellschafts-und Wirtschaftsmuseum или «Социально-экономический Музей», работая в котором Нейрат начинает заниматься вопросами графического дизайна и визуального образования. Совместно с иллюстратором Гердом Арнтцем и с Мари Рейдемейстер, которая позже выйдет за него замуж и станет Мари Нейрат, он создаёт систему пиктограмм Isotype — символический способ представления количественной информации при помощи легко поддающихся толкованию изображений.