Isotype


Isotype (с англ. — «International System Of TYpographic Picture Education», «Международная система обучения на основе типографских символов») — метод изображения социальных, технологических, биологических и исторических связей в графической форме. Он включает в себя набор стандартизированных и абстрактных графических символов для представления социально-научных данных, а также правила комбинирования символов с помощью последовательного повторения.[1] Впервые был известен как Венский метод изобразительной статистики (Wiener Methode der Bildstatistik), поскольку был разработан в Австрийском социально-экономическом музее в Вене (Österreichische Gesellschafts- und Wirtschaftsmuseum) между 1925 и 1934 годами. Директор-основатель этого музея Отто Нейрат был инициатором и главным теоретиком Венского метода, художник Герд Арнц отвечал за реализацию графики. Название Isotype в отношении метода применили около 1935 года, после того как его ключевые практики вынужденно покинули Вену из-за роста фашизма в Австрии .

Австрийский социально-экономический музей в основном финансировался социал-демократическим муниципалитетом Вены, который в новой Австрийской республике фактически был отдельным государством, известным как Красная Вена. Основной задачей музея было информирование венцев о своем городе. Нейрат говорил, что музей — это не сокровищница редких предметов, а средство обучения. Его цель заключалась в том, чтобы «представить социальные факты в наглядной форме» и оживить «мёртвую статистику», сделав её визуально привлекательной и запоминающейся. Одним из ключевых лозунгов музея был: «Лучше запоминать упрощённые картинки, чем забывать точные цифры».[2] Основным средством Венского метода были графические диаграммы, они использовались как для постоянных, так и для выездных выставок. Музей также был новатором в применении интерактивных моделей и других устройств для привлечения внимания, даже проводил ранние эксперименты с мультфильмами.

С самого начала Венский Метод / Изотип был командной работой. Нейрат создал своего рода прототип для междисциплинарного агентства графического дизайна. В 1926 году он столкнулся с гравюрами на дереве немецкого художника Герда Арнца и пригласил его к сотрудничеству с музеем. Позже состоялась ещё одна встреча, в 1928 году, когда Нейрат посещал международную выставку Pressa[англ.]. Арнц переехал в Вену в 1929 году и занял там постоянную должность. Его упрощённый графический стиль оказался полезным для вида повторяющихся пиктограмм, неотъемлемой части Изотипа. Влияние этих пиктограмм на современную инфографику очевидно, хотя, возможно, ещё не до конца признано.

Центральной задачей Изотипа было «преобразование» сложной исходной информации в диаграмму, не требующую разъяснений. Ключевым «преобразователем» с самого начала была Мари Рейдемайстер (с 1941 года — Мари Нейрат, жена Отто Нейрата).