Неодада


Неодадаизм (нео-дада)— термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства, в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма.

Движение неодадаизма дало толчок к возникновению поп-арта в английском и американском искусстве. На Европейском континенте явные соответствия мы находим в работах художников группы «Новые реалисты», у представителей движения Флуксус.

В направлениях неодадаизма ярко выразились позиция отрицания искусства, стремление «растворить его в жизни», заменив художественное произведение объектом повседневного быта или абсурдной акцией.

Повторный всплеск общественного интереса к дадаизму последовал вслед за публикацией исследования американского художника Роберта Мазервелла под названием «Художники и поэты Дада» (1951)[1] и различных сочинений на эту же тематику на немецком языке начиная с 1957 года и позже. Вклад в популяризацию своего творчества внесли и некоторые бывшие дадаисты[2], хотя многие из них отвергали термин «нео-дада» и особенно его американскую интерпретацию на том основании, что произведения этого направления были, согласно их мнению, по своей сути вторичными по отношению к работам дадистов и не имели элемента новаторства, а также потому, что дадаисты находили эстетическое удовольствие в протесте против буржуазных эстетических концепций, а неодадаисты же, в свою очередь, потворствовали коммерциализации творчества[3].

Многие из художников, которые отождествляли себя с неодадаизмом, впоследствии перешли к другим направлениям, поэтому неодадаистскими можно считать лишь только определённые аспекты их ранних работ: в качестве примера здесь можно привести «Художественное освящение сваренного вкрутую яйца» (1959) Пьеро Мандзони, ― композицию из нескольких сваренных куриных яиц, каждое из которое он подписал отпечатком большого пальца, или его «Дерьмо художника» (1961) ― 90 консервных банок с фекалиями, цена которых была привязана к цене их веса в золоте, высмеивая тем самым концепцию оценки личного творчества художника и искусства в качестве товара.