Неоконкретизм


Неоконкрети́зм (неоконкретное искусство; порт. Neoconcretismo) ― художественное течение, возникшее в Бразилии в 1959 году и вышедшее из недр более крупного движения «конкретного искусства», имевшего большое распространение в Латинской Америке и в других частях мира. Неоконкретисты принадлежали к художественному объединению Grupo Frente в Рио-де-Жанейро. Они отвергали чисто рационалистический подход к конкретному искусству и выступали за более феноменологическое и менее научное искусство. Идеологом неоконкретизма стал Феррейра Гуллар, автор эссе «Теория не-объекта» (1959). В 1959 году он составил «Неоконкретный манифест», в котором изложил, каким должно быть неоконкретное искусство. Ведущими художниками направления были Лижия Кларк, Элио Ойтисика и Лижия Папе.

После Первой мировой войны в Европе произошёл бум художественных движений, основанных на рационализме, таких как де стейл и баухаус. Художники верили, что человечество сможет достичь прогресса благодаря своей способности к рассуждению. В Латинской Америке идеи рационалистического и необъективного искусства укоренились в начале 1950-х годов в ответ на спор о мурализме[1]. Правительства, южноамериканских стран, в частности Мексики, прибегали к услугами монументалистов для создания пропагандистских работ. Однако во всех этих репрессивных режимах стран Латинской Америки художники восставали против отведённой им задачи; поэтому геометрическая абстракция и конкретизм породили искусство, которое не означало ничего политического или подчас вообще не имело никакого смысла.

Конкретное искусство могло процветать во всех этих странах, поскольку оно не содержало никаких политических посылов[1]. В Бразилии идеи рационалистического искусства и геометрической абстракции возникли в начале 1950-х годов после учреждения демократической республики в 1946 году. Период в истории страны с 1946 по 1964 год стал известен как Вторая бразильская республика[2]. В это время зародились такие творческие объединения, как Grupo Ruptura в Сан-Паулу и Grupo Frente в Рио-де-Жанейро. Представители Grupo Ruptura, в частности, следовали идеалу чистого математического искусства[3].

Неоконкретистское художественное движение возникло, когда Grupo Frente осознала, что конкретизм был «наивным и отчасти колониалистским» и являлся «чрезмерно рациональной концепцией абстрактной структуры»[4].