Де Стейл


«Де Стейл», «Де Стиль» (нидерл. «De Stijl» — Стиль) — творческое объединение художников, образованное в Лейдене в 1917 году. Также название журнала, издаваемого основателем объединения, нидерландским живописцем, архитектором, скульптором и теоретиком искусства Тео ван Дусбургом. Члены объединения были создателями нового течения в искусстве: неопластицизма. Де стиль оказал принципиальное влияние на формирование интернационального модернизма в архитектуре, и абстрактной живописи первой половины XX века[3]. Также Де Стейл оказал заметное воздействие на формирование таких явлений как Интернациональный типографический стиль и Швейцарский стиль в графическом дизайне.[4][5]

Идеи нового объединения складывались под влиянием искусства французского кубизма и параллельно с формированием пуризма, провозглашённого французскими художниками-живописцами Амеде Озанфаном и Шарлем-Эдуаром Жаннере (будущим архитектором под псевдонимом Ле Корбюзье) в 1918 году в манифесте «После кубизма». Однако, поскольку Нидерланды оставались нейтральными во время Первой мировой войны, голландские художники не могли покинуть страну после 1914 года и, таким образом, были изолированы от международного центра искусства, каковым в то время являлся Париж.

Значительное влияние на формирование концепции группы оказали идеи голландского математика и теософа М. Х. Й. Шёнмакерса (M. H. J. Schoenmaekers; 1875—1944). Предположительно, именно он придумал название объединения. В 1915 году Шёнмакерс опубликовал эссе «Новый образ мира» (Het nieuwe wereldbeeld), а в 1916 году — «Принципы пластической математики» (Beginselen der beeldende wiskunde). Эти публикации повлияли на формирование художественного мировоззрение Тео ван Дусбурга и живописца Питера Корнелиса Мондриана.

Тео ван Дусбург (псевдоним К. Э. М. Кюппера) был архитектором, живописи учился самостоятельно. Испытал влияние В. В. Кандинского. Участвовал в выставках объединений «Абстракция-Творчество», «Круг и квадрат». Прямоугольным линиям картин Мондриана он противопоставлял диагональные, назвав свой подход «контркомпозицией». В 1929 году ван Дусбург основал журнал «Конкретное искусство» (Art Concret; вышел всего один номер). Во время кратковременного увлечения дадаизмом в 1922 году ван Дусбург выпустил один номер журнала «Мекано» (Mécano).