Пуризм (искусство)


Пуризм (от фр. purisme, от лат. purus — чистый) — течение в живописи модернизма начала XX века. Основные идеи пуризма были обозначены французскими художниками-живописцами Амеде Озанфаном и Шарлем-Эдуаром Жаннере (будущим архитектором под псевдонимом Ле Корбюзье) в 1918 году в манифесте «После кубизма».

Название «пуризм» художники заимствовали из сочинения Катрмера-де-Кенси «Словарь архитектуры» («Dictionnaire de l’architecture», 1786—1828), в котором пуризм декларируется как творческий метод архитектуры неоклассицизма, свободного от украшений и излишеств. Термин «пуризм» использовал Иоганн Вольфганг фон Гёте в статье «Античное и современное» (1818). В начале XIX века эстетическое движение пуризма существовало в Италии. По-своему, в качестве эстетики, оппонирующей академическому неоклассицизму, использовал понятие пуризма популярный в своё время итальянский скульптор Лоренцо Бартолини.

Эссе «О пуризме в искусстве» (Del purismo nelle Arti) в 1843 году опубликовал итальянский литератор, живописец и теоретик искусства Антонио Бьянкини. Эта публикация имела значение манифеста нового художественного течения, хотя на самом деле лишь подытоживала идеи общества назарейцев в Риме, появившиеся пару десятилетий ранее[1]. В дальнейшем живописцы-пуристы ссылались на эстетику Гёте и назарейцев в Риме[2].

Французские пуристы в своём манифесте призывали к «очищению действительности» от случайностей и несовершенных форм ради создания «идеальных зрительных конструкций», которые должны стать «эквивалентом» мыслимого совершенного мира. Озанфан и Жаннере писали натюрморты, выискивая чистоту линий, силуэтов и неярких гармоничных цветов, тем самым уподобляя живопись графике. Они упрощали и уплощали форму предметов ради создания «чистой архитектоники», основанной на игре линий и рифмованных силуэтов, «очищенных» от случайных, несущественных деталей. Пуристов сравнивают с близкими им по устремлениям художниками орфизма (Р. Делоне) и группы Пюто (в дальнейшем «Золотое сечение»), а также неопластицизма П. Мондриана и объединения «Абстракция-Творчество».

Участником движения пуристов был и Фернан Леже, который в то время увлекался эстетикой техники и эстетизацией машинных форм, По его собственным словам, «новая эстетика» открылась ему на фронте первой мировой войны под Верденом, когда среди огня и дыма, он вдруг увидел ярко сверкающий на солнце ствол артиллерийского орудия. Это впечатление, вспоминал художник, дало мне «больше, чем все музеи мира»[3]. В дальнейшем Леже создал на основе эстетической программы пуризма оригинальный стиль изображения человеческих фигур и предметов из округлых, геометризованных форм, напоминающих «идеальные механизмы». Леже успешно сотрудничал с Ле Корбюзье в оформлении интерьеров новой архитектуры, создавал панно из майолики, выступал с докладами и статьями о современной эстетике машин[4].