Неокружники


Неокру́жники (Противоокру́жники, Раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия, не принявшая «Окружное послание» российских архипастырей Белокриницкой иерархии 1862 года.

24 февраля 1862 года «Окружное послание» было подписано архиепископом Московским и всея Руси Антонием (Шутовым) совместно с другими четырьмя епископами и некоторыми священниками. Публикация документа вызвала негативную реакцию со стороны радикально настроенных представителей согласия, прервавших общение с церковью и образовавших свою группу. Наиболее остро они восприняли слова послания о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т. п. есть богохульник[1]. Противоокружники утверждали, что в русской и греческой церквях царствует Антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По сути дела, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».

На какое-то время неокружникам удалось заручиться поддержкой митрополита Белокриницкого Кирила (Тимофеева). 24 февраля 1863 года Кирил издал «Объявление определения об уничтожении „Окружного послания“»[1]. Поддержка митрополита Кирила позволила создать раздорническую иерархию. Неокружники выбрали себе архиепископа в 1863 году. Им стал Антоний (Климов) (1863—1876)[2].

Для уврачевания раздора собор российских епископов 23 июня 1863 года отменил «Окружное послание», однако противостояние окружников и неокружников не прекратилось. 28 октября 1863 года, за 2 дня до кончины, в пользу окружников выступил первый Белокриницкий митрополит Амвросий (Папагеоргопулос).

В 1866 году на собеседовании в Москве, проходившем в присутствии всего старообрядческого епископата, была осуществлена безуспешная попытка уврачевания раздора. Впоследствии подобные меры предпринимались неоднократно. Отдельные архиереи то признавали «Окружное послание», то отрекались от него, созывались соборы.

После смерти епископа Антония неокружники разделились на приверженцев нижегородского епископа Иосифа (июнь 1873—1907) и нового архиепископа Иова (Борисова) (25 мая 1885 — 14 февраля 1912)[2].