Неосхоластика


Неосхола́стика — (греч. νέος — «новый», σχολαστικός — «учёный, школьный») собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в начале XIX века, получила особое развитие с конца XIX века, когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. Ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими идеалистическими течениями (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в Германии).

Схоластика, господствовавшая в Средневековье и достигшая своего пика в трудах Фомы Аквинского, пришла в упадок с появлением гуманизма в 15-м и 16-м веках, когда в моду вошла гуманистическая философия, основанная на платонизме и материализме. Схоластическая философия, однако, не исчезла полностью.

Движение возрождения томизма началось в XVI веке в рамках Контрреформации и обогатило схоластическую литературу многими выдающимися вкладами, оно получило название вторая схоластика[1][2]. Первым представителем второй схоластики можно считать Томаса де Вио Каэтана (1469–1534), аугсбургского противника Мартина Лютера на публичных диспутах. Габриэль Васкес (1551–1604), Франсиско Толет (1532–1596), Фонсека (1528–1599) были глубокими мыслителями[3]. Особенно значимую роль сыграл иезуит Франсиско Суарес (1548–1617), который создал свою систему неосхоластики около 1600 года. в Германии наиболее влиятелен был иезуит Грегор Валенсийский (1549-1603)[4].

Основу протестантской H. составило учение Меланхтона. Позднее она была развита в учениях Гоклениуса, Иоганна Клауберга и «протестантского Суареса» — Христофа Шейблера (1589—1653), оказавшего влияние на формирование философии Христиана Вольфа[5].

В середине 19-го века интерес к схоластической методологии и мышлению снова начал расти, в значительной степени в ответ на философский и религиозный модернизм, вдохновленный такими мыслителями, как Декарт, Кант и Гегель, чьи учения воспринимались как существенно враждебные католической доктрине. После того, как модернизм было осуждён Римом в 1907 году как "сумма всех ересей", началась католическая реакция.

Непосредственным инициатором неосхоластического движения в Италии был Гаэтано Сансеверино (1811–1865), который преподавал в Риме и был весьма влиятельной фигурой в деле защиты старой догуманистической теологии и философии. Он утверждал, что теология, основанная на пост-декартовой философии, подрывает католическую доктрину и утверждал, что аристотелевский метод Аквинского был той теологией, в которой сейчас нуждалась Церковь. Многочисленные работы были созданы иезуитом Джованни Марией Корнольди (1822–92), Джузеппе Печчи, Томмазо Мария Зильяра (1833–93), Сатолли (1839–1909), Либераторе (1810–92), Барберис (1847–96), Шиффини (1841–1906), де Мария, Таламо, Лоренцелли, Баллерини, Матусси и другие. Итальянские мыслители делали особый акцент на метафизических особенностях схоластики, а не на эмпирических науках или истории философии.