Эклектическое неоязычество


Эклектическое неоязычество, эклектизм (англ. eclecticism[1]), эклектическое язычество, реже универсалистское, внеконфессиональное неоязычество (англ. Universalist, Non-denominational Paganism[2][3]) — синкретическое неоязычество, совокупность неоязыческих движений, которые свободно смешивают язычество с элементами других религий и философий[4][5], традиции разных регионов, народов и эпох[6][7][8][9], рассматривают язычество прошлого в основном лишь как источник вдохновения для собственного духовного поиска[1] и сближаются с культурой нью-эйдж[9].

В книге «Handbook of New Age» Мелисса Харрингтон пишет, что «эклектические язычники не следуют какому-либо конкретному язычеству, но языческому религиозному пути, который включает в себя всеобъемлющий языческий дух почитания древних богов, включённость в магическое мировоззрение, надзор и заботу о Земле, и „религию природы  (англ.)“»[2].

Отличается от политеистического реконструкционизма (reconstructionism), ставящего своей целью реконструкцию политеистических (дохристианских, языческих) религиозных традиций определённой этнической группы, языкового или географического региона[6][7][8][9].

Реконструкционистское неоязычество более распространено в Восточной Европе[10], эклектическое, например, викка, — в Северной Америке и на Британских островах[10][11][3].

Понятие неоязыческий эклектизм отражает классификацию неоязыческих движений, основанную на различном отношении к источниковому материалу по дохристианским системам верований[12]. Майкл Стрмиска (Висконсинский университет в Мадисоне и Бостонский университет, один из основателей Всемирного конгресса этнических религий) отмечает, что неоязыческие группы можно «разделить в рамках континуума: на одном конце находятся те, которые стремятся реконструировать древние религиозные традиции определённой этнической группы или языкового или географического региона в максимально возможной степени; на другом конце находятся те, которые свободно смешивают традиции разных регионов, народов и временных периодов»[13]. Стрмиска пишет, что эти два полюса можно назвать реконструкционизмом и эклектизмом (reconstructionism and eclecticism) соответственно[13][7]. Реконструкционисты не совсем отвергают инновации в своей интерпретации и адаптации исходного материала, однако они считают, что исходный материал передаёт большую аутентичность и, следовательно, должен быть подчёркнут[13]. Они часто учитывают содержание научных дискуссий на тему дохристианских религий, а некоторые реконструкционисты сами являются учёными[13]. Эклектисты, наоборот, ищут лишь общего вдохновения в дохристианском прошлом и не стремятся воссоздать обряды и традиции с особым вниманием к деталям[1].