Неопрогрессивный рок


Неопрогрессивный рок (англ. neo-progressive rock, неопрогрессив или неопрог[источник не указан 1917 дней], англ. neo-prog) — стиль рок-музыки, появившийся в самом конце 1970-х годов.

Этот подстиль прогрессивного рока появился в конце 1970-х, первая волна нео-прога — это музыка, опирающаяся на идеи самых популярных арт-роковых групп семидесятых — Genesis, Pink Floyd, Camel, Rush и др.

Группам, исповедующим «классический нео-прог», присущ довольно характерный, специфический звук цифровых и аналоговых синтезаторов начала 1980-х. C некоторой натяжкой можно сказать, что нео-прог явился продуктом «скрещивания» арт-рока 70-х и элементов «новой волны».

Тем не менее, нео-прог является важным музыкальным явлением 80-х, так как это время характеризуется общим кризисом прог-рока. Нео-проговые группы были практически единственными в жанре, кто относительно стабильно существовал, развивался внутри себя и поддерживал общий интерес к прог-року. Наиболее известными представителями нео-прога 80-х являются Saga, Marillion, IQ , Pendragon, Pallas[англ.].

Некоторые из этих групп добились не только творческого, но и коммерческого успеха. Одной из первых является британская группа Marillion. Относительный успех их дебютной работы, «Script for a Jester's Tear»[англ.] (1983), а также получившего гораздо большее признание концептуального альбома «Misplaced Childhood», выпущенного в 1985 году, привёл к тому, что большинство нео-проговых групп постарались воспользоваться находками Marillion. В свою очередь, это привело к появлению огромного количества клонов, не предлагавших абсолютно ничего нового и опирающихся исключительно на «мариллионовские» наработки. Можно сказать, что Marillion, сами опираясь на наследие ранних Genesis, наибольшим образом повлияли на развитие нео-прога в 80-е и задали рамки этому поджанру. В 1990-е годы, с приходом в Marillion Стива Хогарта, группа практически ушла от изначального стиля, и сейчас новые работы очень отличаются от первых альбомов.