R4M (НАР)


R4M (в оригинале R4/M — индекс Министерства авиации, RLM). Здесь R — нем. Rakete, 4 — масса снаряжённой ракеты в кг, а М — нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) — неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух».

Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и использовалась вплоть до её окончания. R4M — одна из первых произведённых в промышленных масштабах боеспособных ракет класса «воздух-воздух». После войны R4M послужила прототипом при создании ряда аналогичных ракет в США, СССР и ряде других стран.

Основными побудительными причинами к созданию данного типа ракет было падение эффективности ПВО Германии в 1944 году. Применение ряда новых тактических приёмов, появление истребителей P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt, снабженных подвесными топливными баками и способных сопровождать тяжёлые бомбардировщики на всём протяжении полёта, привело к высокому уровню потерь среди истребителей ПВО Германии. Это скоро сказалось на их качественном уровне — восполнить потери самолётов в необходимый срок крайне затруднительно, а в опытных лётных кадрах и вовсе невозможно. Тяжёлые бомбардировщики союзников, такие как Boeing B-17 Flying Fortress, обладали хорошей «живучестью», а наличие истребительного эскорта сводило к минимуму время возможной атаки. Решение данной проблемы было возможно несколькими путями, но наиболее быстрый был в повышении мощности атаки (одного попадания данной ракеты было достаточно для поражения самолёта). Дальность действия (прицельный пуск возможен с расстояния в 1 км) ограничивала возможности прицельного огня стрелками пулемётов бомбардировщиков и время (на залп уходят считанные секунды) эффективного противодействия истребителей эскорта.

После начальной стадии опытных работ Рейхсминистерство авиации в сентябре 1944 года поручило двум фирмам DWM (нем. Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken) в г. Любек и «Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik» в г. Остероде (Гарц) разработку неуправляемой авиационной ракеты (НАР) со складывающимся хвостовым оперением для поражения бомбардировщиков. Контракт был выполнен к февралю 1945 года[1].