Нидерландская литература


Нидерландская литература — художественная литература на нидерландском языке, создававшаяся и создающаяся не только в Нидерландах, но и в Бельгии, французской части Фландрии, Суринаме, Южной Африке (до развития африкаанс как особого языка), на Антильских островах, в Индонезии.

Единого литературного языка до XVII века не существовало, а в Средние века границу между нидерландскими и нижненемецкими диалектами часто провести сложно. Так, переводы псалмов — «Вахтендонкские псалмы» — IX века и творчество миннезингера Генриха фон Фельдеке (XII век) считаются общим наследием нидерландской (тогдашнее название duits, откуда английское название Dutch) и немецкой (deutsch) литературы.

В силу неравномерности развития разных областей страны нидерландская национальная литература зародилась в основном в районах, близких к промышленным центрам Фландрии и Брабанте, а к XVI веку её центр сместился на северо-запад[1]. В Средневековье литература создавалась в основном на южных диалектах — лимбургском, фламандском, брабантском. Был популярен рыцарский эпос, фаблио (к этому жанру может быть отнесена нидерландская версия «Романа о Лисе» «Van den vos Reynaerde[en]», появившаяся около 1250 года). На брабантском диалекте написаны носившие мистический характер стихи поэтессы Хадевейх, игравшей важную роль в обществе молодых аристократок[2].

Наиболее распространёнными темами рыцарских романов были истории о Карле Великом и его паладинах, а также о рыцарях Круглого стола. После периода, когда рыцарские романы переводились с французского языка, первым оригинальным произведением этого жанра на территории современных Нидерландрв стал роман «Карл и Элегаст». Большой популярностью в народе пользовался роман «Ферхюнт», герой которого, родом крестьянин, стал доблестным рыцарем[1].

Одним из крупнейших поэтов был Якоб ван Марлант (ок. 1235—1300), среди произведений которого «Цветы природы», обобщающие естественнонаучные представления его времени, «Историческое зеркало», посвящённое древней истории и истории Нидерландов, и нравоучительные стихотворные диалоги «Первый Мартин» и «Второй Мартин», обличающие собственничество и распущенную знать[2]. Известным последователем ван Марланта был Ян ван Бундале, автор дидактической поэмы «Зеркало мирян» (1325—1330), отражавшей бюргерские взгляды на общественную мораль[2]. Фламандский мистик Иоганн Рюйсбрук (автор трактата «Красота духовного брака»[1]) считается основателем нидерландской прозы. Другими видными мистиками были Ян ван Лёйвен и Герт Гроте. Как и немецкий мистик Таулер, большинство нидерландских представителей этого направления представляли низшее духовенство, не одобрявшее роскоши, в которой жили князья Церкви. Так, в XV веке Йоханнес Брюгман, обличавший в своих проповедях богачей, одновременно прославлял францисканские обеты бедности. Церковные гимны, возникшие в этих кругах, Литературная энциклопедия 1930-х годов называет предтечами песен гёзов[1].