Никифоров, Александр Исаакович


Алекса́ндр Иса́акович Ники́форов (21 (9) июня 1893 года, Санкт-Петербург, Российская империя21 апреля 1942 года, Ленинград, СССР) — российский и советский филолог, этнограф, фольклорист и педагог. Профессор Ленинградского педагогического института (1936).

Александр Никифоров родился в 1893 году в Санкт-Петербурге. В 1917 году окончил Петроградский университет[1]. С 1919 года вёл практические занятия по литературоведению в Казанском высшем педагогическом институте, в 1930—1936 годах преподавал в Ленинградской промакадемии. В 1922—1930 годах вёл научную работу в сотрудничестве с НИИ сравнительного изучения литературы и языков Запада и Востока при ленинградском университете, Толстовским музеем, Институтом истории искусств и Институтом речевой культуры. В 1936 году стал профессором Ленинградского педагогического института, где вёл курсы фольклора, древнерусской литературы и палеографии[2].

Записывал сказки по «стационарному методу сплошной записи», заселяясь в деревню и записывая рассказы тех, кто знает сказки[3]. Одновременно с Владимиром Проппом, или чуть раньше, и независимо от него пришёл к мысли о том, что необходимо изучать морфологическую структуру сказки[3][4]. С 1920 года книги Никифорова стали издаваться[1]. За свою жизнь сделал множество записей фольклора, которые были частично опубликованы в 1961 году в книге «Северно-русские сказки в записях А. И. Никифорова»[1][3]. Является автором статей «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» 1928 года и «Сказка, её бытование и носители» 1930 года, а также трудов по западно-европейскому фольклору, текстологии, палеографии и другим темам. Издал записи Александра Гильфердинга[1]. В книге «Этнография в школе», вышедшей в 1926 году, а также ряде отдельных статей в педагогических изданиях, с опорой на высказывавшиеся в XIX—XX веках идеи о возможности соединения обучения родному языку с наблюдениями над живой речью, выдвинул идею этнографического метода в педагогике, сближающего научные знания с жизненными впечатлениями и народными представлениями, что должно служить творческому отношению учащихся к окружающему миру, развивать наблюдательность и культуру мышления[2][1].