Гильфердинг, Александр Фёдорович


Алекса́ндр Фёдорович Гильфе́рдинг (2 [14] июля 1831, Варшава, Мазовецкое воеводство, Царство Польское, Российская империя — 20 июня [2 июля1872, Каргополь, Олонецкая губерния, Российская империя) — российский фольклорист, славяновед, один из крупнейших собирателей и исследователей былин, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1856). Действительный статский советник.

Родился 2 (14) июля 1831 года в Варшаве, в семье обрусевшего немца Ф. И. Гильфердинга, директора канцелярии при наместнике Царства Польского; внук И. Ф. Гильфердинга. Прапрадед его происходил из венгерских дворян католического вероисповедания и переселился в Россию при Елизавете Петровне.

В 15-летнем возрасте был «присоединён к православию». Получил хорошее домашнее образование, изучив несколько языков, а также познакомившись со славянскими наречиями. В 1848 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Курс славистических дисциплин проходил у О. М. Бодянского. Примкнул к кружку славянофилов и особенно сблизился с К. С. Аксаковым. В 1852 году окончил Московский университет со степенью кандидата. По указаниям Хомякова начал заниматься санскритом и поместил в 1853 году в «Известиях II отдела Академии Наук» статью «О сродстве языка славянского с санскритским». Защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра по теме «Об отношениях языка славянского к другим родственным» (1853). Поступил на службу в Министерстве иностранных дел, изучал историю и быт южных славян[1].

В 1854 году в газете «Московские ведомости», а затем в журнале «Русская беседа» напечатал «Письма об истории сербов и болгар», в которых впервые дал научное изложение древнейшей истории сербов и болгар. В 1854 году Гильфердинг совершил поездку по Северной Германии, после чего издал в журнале «Москвитянин» первую часть своей «Истории балтийских славян»[2], где развил славянофильский взгляд на историю зарубежных славян. Гильфердинг утверждал, что все славяне имеют объединяющие их самобытные начала и черты, в то же время отделяющие их от прочих народов Европы. Главную черту общности славян Гильфердинг видел в православии, которое считал «исконной религией» всех славянских народов. При этом считал, что в ходе истории произошло «искажение» исходных славянских начал. Так, под влиянием католичества из славянской семьи «исторгнуты» поляки, которые «изменили своим самобытным началам»[3].

Консул в Боснии (1856—1859). Издал сочинение: «Поездка по Герцоговине, Боснии и Старой Сербии» (СПб., 1859), в которой описал все осмотренные им местности, центры образования, города и сёла, привёл много сведений о современном положении славян[4]. В этой книге часть глав излагала русскоязычный перевод работы сербской монахини Стаки Скендеровой («Хронику Боснии» 1825—1856), именно благодаря этому изданию эта работа, позже утерянная на языке оригинала, сохранилась в истории.