Никифор Григора


Ники́фор Григора́ (греч. Νικηφόρος Γρηγοράς, ок. 1293 — ок. 1360) — византийский философ, богослов, историк, астроном, писатель.

Родился в Гераклее Понтийской около 1293 года в крайне сложный период для остатков византийских владений в Малой Азии. Планомерное тюркское наступление привело к тому что после 1269 года дорога из Константиполя в Гераклею вновь стала опасной для пеших христиан[4]. К 1280 году окрестности Гераклии наводнили полчища кочевых турок и туркмен. Греческое население было вынуждено укрываться в стенах самого города, связь с Константинополем сохранялась только по морю. В возрасте 20 лет (около 1313 года) молодой Никифор переселился в более защищённый Константинополь[5], где о его репутации как ученого стало известно Андронику II, которым он и был назначен хартофилаксом (хранителем архивов). В 1326 году Григора предложил (в дошедшем до нашего времени труде) определённые изменения в календаре, от введения которых император отказался из-за страха волнений; около двух сотен лет спустя реформы были осуществлены Григорием XIII практически на тех же условиях.

Когда в 1328 году Андроник был свергнут своим внуком Андроником III, Григора проявил солидарность и ушёл в частную жизнь. Его с трудом убедили принять участие в словесном поединке с известным калабрийским монахом Варлаамом, где последний был посрамлён. Это способствовало росту репутации Григоры и привело к нему множество учеников.

Григора оставался предан Андронику Старшему до последнего, но после его смерти он преуспел в завоевании расположения его внука, которым он был назначен вести безуспешные переговоры об унии Греческой и Латинской Церквей с посланниками Папы Иоанна XXII (1333). Впоследствии Григора сыграл важную роль в последующих за поражением Варлаама других исихастских спорах, в которых он яростно оппонировал Григорию Паламе, не удовлетворившемуся поражением одного только Варлаама главному вдохновителю движения за очищение Православия от идеализма в целом. После того, как учение Паламы было признано собором 1351 года, Григора, отказавшийся его принять, был фактически заточен в монастырь на два года. О последних годах его жизни ничего не известно.