Николай (Добронравов)


Архиепископ Никола́й (в миру Никола́й Па́влович Добронра́вов; 21 ноября 1861, село Игнатовка, Дмитровский уезд, Московская губерния — 10 декабря 1937, Бутовский полигон, Московская область) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Владимирский и Суздальский.

Родился в семье священника. Окончил Заиконоспасское духовное училище (1875), Московскую духовную семинарию (1881) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885), магистр богословия (1886, тема диссертации: «Книга пророка Иоиля»). Обвенчан с Анной Александровной Иванцовой-Платоновой.

В 1885 году стал преподавателем Священного Писания, догматического, нравственного и основного богословия в Вифанской духовной семинарии. Был рукоположён во диакона, затем во иерея.

С 1890 года — законоучитель и настоятель домового храма Александровского военного училища в Москве. Одновременно с 1894 года законоучитель в 7-й Московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой, протоиерей храма святого великомученика Никиты в Старых Толмачах.

С 1905 года был одним из наиболее либеральных деятелей Общества любителей духовного просвещения, ставшего в этот период центром активности сторонников церковных реформ. Руководитель Комиссии по церковным и вероисповедным вопросам. С 1914 года заместитель председателя Законоучительского братства.

В 1917 году член Московского епархиального совета, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, работал в I и II отделах Предсоборного совета, член Священного собора Православной российской церкви, участвовал во всех трёх сессиях, член I, II, III, VII отделов. Резко выступал против восстановления патриаршества. Напомнил Собору, что Святейший синод был признан всеми поместными православными церквями, призвал соборян не смущаться и верить, что Господь сам сохранит свою Церковь. Заметил также, что в первые три века христианской истории патриаршества не существовало. Рассматривая 34-е Апостольское правило, на которое чаще всего ссылались сторонники патриаршества, подчеркнул слова: «епископам всякого народа подобает знати первого в них». Это, по его мнению, значило, что в пределах одного государства могут быть несколько патриархов (у всякого народа): как патриарх Грузинский, так и патриарх Украинский, Сибирский и т. д.