Никон Печерский


Ни́кон Пече́рский (Никон Вели́кий; ? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 10781088 годах, основатель храма и монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани, учёный-летописец, православный святой.

Память в Православной церкви совершается: 23 марта (5 апреля) и 22 сентября (5 октября) в Соборе Тульских святых[1] и 28 сентября (11 октября) в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих.

О судьбе Никона до появления в Киево-Печерском монастыре ничего не известно. Никон был одним из первых сподвижников преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерского монастыря, к которому пришёл не позднее 1058 года, уже будучи иереем и монахом. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе Феодосия Печерского. Нестор Летописец даёт ему характеристики «умудренного» и «великого». Первая отражает высокую степень образованности, вторая — особый авторитет среди русских монахов. Никон на данном этапе жизни фактически являлся лидером монахов Киевской Руси.

Высокое положение Никона дало М. Д. Присёлкову основания предположить, что под именем Никона принял схиму опальный митрополит Иларион, создавший пещеру, в которой позже поселился Антоний, и якобы вернувшийся в неё после смерти Ярослава, где и продолжил своё литературное творчество и борьбу за повышение авторитета русской церкви. В качестве доказательства такой гипотезы выступают общие идеи в «Слове о законе и благодати» Илариона и в «Повести временных лет», часть которой, как полагают, написал Никон.

Против такого отождествления также имеется ряд аргументов. Во-первых, политические позиции Илариона и Никона расходятся в оценке роли княжеской власти. Во-вторых, в летописи об Иларионе сказано: «мужь благ, книжен и постник», чего не сказал бы Никон о самом себе, если бы он был Иларионом. Правда, эти слова принадлежат анонимному летописцу конца XI века, так называемому ученику Феодосия. Кроме того, Иларион был современником князя Владимира и священником в его княжеском селе, а значит, не смог бы дожить до 1088 года. Некоторые общие идеи и высокий уровень образования, которые сближают Илариона и Никона, являются следствием складывания в Киеве в 1030-х — 1050-х годах мощного просветительского центра.

Пострижение в начале 1060-х гг. в монахи великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама навлекало на обитель Антония и особенно на Никона сильное негодование великого князя киевского Изяслава.