Нилус, Пётр Александрович


Пётр Александрович Нилус (8 (20) февраля 1869, усадьба Бушены, Подольская губерния, Российская империя23 мая 1943[2], Париж, Режим Виши) — русский живописец, художественный критик, писатель.

Родился 8 (20) февраля 1869 года в усадьбе Бушены в Подольской губернии в обрусевшей швейцарской семье. Его дед был генералом — участником войны 1812 года[3]. Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича[4]. Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии; другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей Российской империи — Балтский уезд Подольской губернии.

С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом — Евгений Буковецкий[5]. С 1889 года продолжил обучение в Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город[6], где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников.

В Одессе Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 1890-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным[7].

В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии XX века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет[3].