Нимуендажу, Курт


Курт Нимуендажу (порт. Curt Nimuendajú, урождённый Курт Ункель, нем. Curt Unckel; 18 апреля 1883, Йена — 10 декабря 1945, штат Амазонас) — немецко-бразильский этнолог и антрополог. Его труды имеют основополагающее значение для понимания религии и космологии некоторых бразильских индейцев, особенно гуарани. Фамилию Нимуендажу («тот, кто построил себе дом»[3]) образовал от прозвища, которое ему дали в племени апапокува, где он прожил год. При принятия гражданства Бразилии в 1922 году эта фамилия стала официальной. В некрологе Нимуендажу его немецко-бразильский коллега Герберт Балдус назвал исследователя «величайшим специалистом по индейцам всех времён»[4].

Курт Ункель родился в Йене, Германия, в 1883 году и в раннем детстве лишился родных родителей. С малых лет он мечтал жить среди «первобытных людей». Ещё в школе вместе с другими учениками он организовал «индейское племя» и ходил на охоту в лес за городом. Из-за недостатка средств он не смог поступить в университет и устроился на работу на фабрику Карла Цейса. В свободное время он изучал карты и этнографические исследования индейского населения Северной и Южной Америки. В 1903 году, в возрасте 20 лет, он эмигрировал в Бразилию. Средства на поездку предоставила его полукровная сестра, работавшая школьной учительницей.

Через два года после прибытия в Бразилию он встретился в штате Сан-Паулу с представителями народа гуарани. О гуарани с XVII века существовало множество публикаций, но их религиозные традиции и ритуалы были изучены плохо. Со всей существовавшей литературой Ункель досконально ознакомился. В 1910 году он опубликовал в немецкой газете Сан-Паулу «Deutsche Zeitung» статью «Nimongarai». В 1913 году переехал в Белем. В 1914 году его уникальные исследования мифологии и религии племени апапокува были приняты к печати в «Zeitschrift für Ethnologie»[5]. Он стал специалистом по различных коренных народам Южной Америки, особенно же, апапокува, тукуна, кайнганг, апинайе, шеренте, уанано[6] и канела. Его публикации заложили, по словам одного из современников исследователя, «незаменимый фундамент, на котором выстроены десятки докторских диссертаций и монографий бразильских и американских антропологов»[7]. Одним из результатов его работы стало смещение интереса от племён, живущих на побережье или в крупных городах, к племенам, скрывающимся в глубине континента, и пробуждение интереса антропологов, таких как молодой Клод Леви-Стросс, к общинам, хотя и живущим в примитивных условиях, но разработавшим достаточно сложные социальную структуру и религиозную космологию[8]. В течение 40 лет полевых работ, во многом полагаясь только на собственные средства[9], Нимуендажу опубликовал около 60 статей, монографий и словарей языков индейских народов.