Рота, Нино


Джова́нни Ро́та Рина́льди (итал. Giovanni Rota Rinaldi; 3 декабря 1911, Милан — 10 апреля 1979, Рим), известный как Ни́но Ро́та (Nino Rota) — итальянский композитор, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми». Широко известен благодаря написанию музыки ко многим фильмам Федерико Феллини и Лукино Висконти, а также к «Крёстному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы.

Нино Рота родился в 3 декабря 1911 года в Милане[5] в семье с музыкальными корнями: его дедом был композитор Джованни Ринальди, бабушка Джоконда и мать Эрнеста играли на фортепиано. В детстве, переехав в Рим, поступил в консерваторию Санта-Чечилия, которую окончил в 1929 году. Ещё в консерватории Рота прослыл вундеркиндом — он зарекомендовал себя как композитор и дирижёр оркестра, а его первая оратория «L’infanzia di San Giovanni Battista» уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже.

С 1930 по 1932 год Рота жил в США, получил учёную степень в Кёртисовском институте, где он учился композиции у Розарио Скалеро[англ.] и по классу оркестра у Фрица Райнера. По возвращении в Италию изучал литературу в Миланском университете; позднее, в 1937 году, начал преподавательскую карьеру. Начиная с 1950 и до своей смерти в 1979 году занимал пост директора консерватории Бари.

Рота написал ряд опер, в том числе: «Ariodante» (1942), «Torquemada» (1943), «I due timidi» (1950), «Il capello di paglia di Firenze» (1955), «La notte di un nevrastenico» (1959—1960), «Aladino e la lampada magica» (1968), «La visita meravigliosa[итал.]» (1970), «Napoli milionaria» (1977) и балетов «La rappresentazione di Adamo ed Eva» (1957), «La Strada» (1965), «Aci e Galatea» (1971), «Le Molière imaginaire» (1976) и «Amor di poeta» (1978, написана специально для Мориса Бежара). Кроме того, композитор создал огромное количество произведений для оркестра.

В 1933 году Нино Рота начал писать музыку к кинофильмам[5]. Работал с режиссёрами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли.

В 1972 году он написал музыкальное сопровождение к фильму Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец». Услышав эту музыку, Скотт Кэйн из газеты The Atlanta Constitution[англ.] писал, что, независимо от того насколько удачным выйдет фильм, его стоит посмотреть хотя бы ради вклада Роты[6]. Снятый через два года фильм «Крёстный отец 2» удостоился премии «Оскар» в номинации лучшее музыкальное сопровождение, написанное Нино Ротой и Кармайном Копполой.