Нитирэн (буддизм)


Нитирэн-сю (яп. 日蓮宗) — одно из ведущих японских направлений буддизма. Основано в середине XIII века монахом Нитирэном. Школа, которую мы ныне знаем под названием Нитирэн, изначально называлась Хоккэ-сю (от сокращенного японского названия Лотосовой сутры — Хоккэ-кё). Название Нитирэн-сю школа приобрела в 60-х годах XIX века[2].

Нитирэн сильно отличала от других японских буддийских направлений XIII века особенная сотериологическая доктрина. Согласно ей, спасение можно достигнуть уже в этой жизни, а не посредством промежуточного рая, как это считалось в школе Чистой Земли. Помимо этого, объектом спасения в Нитирэн является не отдельно взятый человек, а общество и страна в целом. Почти всю свою историю Нитирэн-сю находилась в оппозиции светским властям и другим буддийским школам. Догма Нитирэн-сю зачастую была несовместима с доктринами других школ. Ведь несмотря на идею плюрализма спасений, о которой говорится в сутре Лотоса, школа Нитирэн пропагандирует свой единственно верный способ спасения[2].

Одно из основных догматических понятий в Нитирэн — три великих тайных закона, которые, в свою очередь, базируются на учении школы тэндай о десяти взаимопроникающих «мирах Дхармы». Следуя всем трём законам, человек подавляет в себе все низшие миры и пробуждает в себе «Мир будды»[2][3].

В работах Нитирэна прослеживаются следы синто-буддийского синкретизма. Нитирэн не раз ссылается на авторитет ками в качестве доказательства истинности предложенного им пути спасения[2].

Основы мировоззрения Нитирэна образовывались с 1242 по 1251 год, во время его странствий по разным японским монастырям. Нитирэн изучил огромное количество различных сутр и трактатов, поэтому говорить, что его мировоззрение целиком и полностью основано на Лотосовой сутре — неверно. Его антиамидаистские настроения, возможно, пошли от монахов горы Хиэй, которые отрицательно относились к культу Будды Амитабхи[2].

Изначально Нитирэн задумывался о возвращении былого величия школе тэндай, однако консерватизм монахов этой школы, распри между фракциями и эзотеризация учения заставили думать Нитирэна о создании нового буддийского религиозного движения[2].