Новая Бавария (станция)


Новая Бавария (укр. Нова Баварія) — железнодорожная станция Южной железной дороги, расположена в Харькове в Новобаварском административном районе (исторический район Новая Бавария), является промежуточной 2 класса, в составе Люботинского железнодорожного узла, связывает его с Харьковским и Основянским узлами и поэтому имеет большое значение в обеспечении железнодорожных сообщений. Название получила по расположенному у первой платформы пивзаводу. По станции Новая Бавария поезда дальнего следования не останавливаются. Является остановочным пунктом для пригородных поездов, следующих от станций Харьков-Пассажирский, Харьков-Левада, Харьков-Балашовский и Основа — в Люботинском направлении. В пределах пешей доступности — троллейбусы № 11, 27, автобусы № 75, 209 и маршрутные такси № 238, 303, 220, 237.

Станция имеет 12 приёмо-отправочных путей, из которых два — II и III — главные. Также к станции примыкают несколько подъездных путей. Боковой платформой оборудован путь 1 (боковая), а промежуточными — попарно 1 и ІІ, III и 4, 5 и 6. (промежуточная).

Вокзал, пост централизации, автомобильный путепровод, пешеходный мост, рига, водокачка, грузовой двор, пункт приёма-отправления поездов.

Участки Новая Бавария — пост Коммунар, Новая Бавария — Шпаковка, Новая Бавария — разъезд 7 км, Новая Бавария — Харьков-Пассажирский обслуживаются исключительно электропоездами ЭР2 депо Люботин. В чётном направлении поезда идут до станций Харьков-Пассажирский, Харьков-Левада, Основа, Харьков-Балашовский в нечётном — до станций Люботин, Люботин-Западный, Огульцы, Полтава Южная, Мерчик, Смородино, Золочев. Для некоторых ночных засылочных электропоездов станция Новая Бавария является конечной.

Станция Новая Бавария возникла в качестве начальной станции, во время строительства линии Харьков — Полтава, частной Харьково-Николаевской железной дороги. Выбор места для станции обусловлен наличием водораздела реки Уды. В скором времени станция была соединена мостом и однопутной веткой огибающей подножие Холодной горы с линией идущей от станции Харьков в то время частной Курско-Харьково-Азовской железной дороги (теперь Южная железная дорога). По этой ветви доставлялись строительные материалы, шпалы, рельсы и подвижной состав. По слухам, в пределах станции Новая Бавария было построено первое оборотное паровозное депо (якобы сохранились остатки паровозного здания). Движение по линии Харьков — Люботин — Полтава (тяговый участок-132 версты) было открыто 15 июня 1871 года.

Возникновение станции Новая Бавария способствовало образованию в её районе городских промышленных предприятий, в частности: канатной фабрики, пивоваренного завода. Название Новая Бавария, связано с пивным заводом, построенным вблизи 1-й платформы, первым хозяином которого являлся немецкий предприниматель — Франц Гершгеймер . В 1886 году, территория станции Харьков была расширена в основании Холодной горы, для пассажирской станции Харьково-Николаевской железной дороги.