Новое средневековье (Бердяев)


«Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы» — сочинение Н. А. Бердяева по философии истории и культуры, впервые опубликованное в 1924 году[1] и принёсшее автору европейскую известность[2]. Одна из самых известных философских работ, развивающих одноимённую концепцию, согласно которой западная цивилизация к XX веку возвращается во многих своих существенных чертах к средневековью.

«Три этюда, объединенные в этой книжке, были написаны в разное время в течение последних полутора лет», — пишет Бердяев в предисловии, датированном 5 июля 1924 года. Эти три этюда: «Новое средневековье», «Размышление о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия».

Новая история, Новое время заканчивается, — констатирует Бердяев. Характерные черты уходящей эпохи — «рационализм, гуманизм, правовой формализм, либерализм, демократизм — всё это формы мысли и жизни, которые строятся на предположении, что Истина неизвестна и что Истины, быть может, совсем нет, они не хотят знать Истины». Попытка построить «нейтральное гуманистическое царство», сделав религию частным делом, провалилась. «Если нет Бога, то нет и Человека — вот что опытно обнаруживает наше время». Наступает новое средневековье, когда появится новая истина, новый бог.

Новое время проповедовало эгалитаризм, но «человек не атом бескачественного механизма вселенной, а живой член органической иерархии, он органически принадлежит реальным общностям. Сама идея личности связана с иерархией, и атомизм уничтожает личность в ее качественном своеобразии. Мы живем в эпоху, когда неизбежен повсюду свободный возврат к иерархическим началам. Лишь иерархические начала свидетельствуют о космическом ладе вселенной». В обществе нового средневековья будет духовная аристократия, «и личности с большим онтологическим весом, с большей одаренностью и годностью должны занять подобающее место в жизни».

Вырастет роль женщины, но не на пути эмансипации, то есть уравнивания с мужчиной и уподобления ему, а женщины как носительницы вечной женственности.

Должен произойти поворот от иллюзорной, лишённой онтологичности общественно-политической жизни к реальным «духовным и хозяйственным процессам». «Новое время конструировало власть как право и интересовалось разграничением прав на власть. Новое средневековье должно конструировать власть как обязанность». Жизнью уже не будут управлять парламенты, биржи и газеты, «люди, вероятно, будут группироваться и соединяться не по политическим признакам… а по сферам творчества и труда».