Эгалитаризм


Эгалитари́зм (фр. égalitarisme от égalité «равенство») — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, и, как идеал — равенство прав и возможностей[1]. Противоположность элитаризма.

В социологии семьи эгалитаризм признаёт за супругами равные права в самореализации. Принципы эгалитаризма лежат в основе программ различных политических партий.

Платон проповедовал политическое равенство мужчин и женщин, Аристотель — политическое равенство свободных граждан. Христианский эгалитаризм — равенство перед Богом всех людей (с разным пониманием слова «эгалитаризм»). Современное понимание термин приобрёл в XVII—XVIII веках во время революционных выступлений буржуазии, соединяясь с требованием свободы (фр. liberté) и братства (фр. fraternité): «Свобода, Равенство, Братство». Теоретико-философски был обоснован в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Бабёфа и других мыслителей. Из этих учений возникли идеи демократии и гражданского общества.

Левые политические философии, например марксизм, допускают максимальное политическое и экономическое равенство людей. Карл Маркс утверждает, что, если перевести теорию катастрофного наступления социализма на язык социологии, изменение высоты и профиля экономической стратификации может быть практически безграничным. В то же самое время Маркс считал данную тенденцию лишь временной, которая после социального переворота должна вытесняться противоположной, направленной на уничтожение самой экономической стратификации. Это означает, что Маркс допускал возможность и необходимость «неограниченного изменения экономической формы социальной организации от чрезвычайно рельефного профиля до абсолютно „плоской“ формы общества экономического эгалитаризма»[2].

В современных условиях — социал-демократы являются умеренными эгалитаристами, ищущими компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, и выступают за сглаживание имущественных и доходных различий; основным инструментом они считают государственное регулирование (налоговая политика, дотации, социальные программы, которые можно объединить понятием государства благосостояния).

Критики эгалитаризма считают, что его радикальные трактовки несовместимы с принципом личной свободы человека, а насильственные попытки воплощения подобных идей в жизнь приводили к террору.