Новое строительство


Новое строительство (нем. Neues Bauen) — одно из направлений раннего модернизма, прежде всего, в жилищном строительстве.

Термин возник из названия вышедшей в 1919 году книги Эрвина Гуткинда «Новое строительство. Основы практического создания поселений»[1]. В это время, после поражения Ноябрьской революции, социальные проблемы и высокий спрос на жильё стали стимулами для объединения новой архитектуры с решением социальных проблем. С 1919 года Бруно Таут, Вальтер Гропиус, Ганс Шарун и ряд других немецких архитекторов вели между собой секретную переписку («Стеклянная цепь»), где обсуждали социальные вопросы проектирования и строительства новых поселений для новых людей[2].

Отец американского модернизма Луис Генри Салливан в 1890 году постулировал, что «форма следует за функцией», и это стало основным принципом Нового строительства. Во Франции Огюст Перре был одним из первых архитекторов, который использовал преимущества железобетона в обычном жилищном строительстве. В немецком Веркбунде, созданном в 1907 году, молодые архитекторы объединились с целью функционального строительства в соответствии с эпохой машин, без необходимости учитывать исторические соображения и с использованием современных материалов. Вальтер Гропиус написал в 1913 году[3]:

«Новое время требует собственного смысла. Точная рельефная форма, любая случайность, четкие контрасты, уравновешивающие звенья, ряд равных частей и единство формы и цвета станут эстетическим оружием современного художника-строителя в соответствии с энергетикой и экономикой нашей общественной жизни».

Возникло в 1920-х годах в Германии как архитектурный стиль новой вещественности, вдохновлённый новыми строительными технологиями, такими как стальной каркас и железобетонные конструкции. Конструкция здания вышла на первый план, стала изобразительным элементом архитектуры и её перестали скрывать[3], в этом Новое строительство было очень близко к русскому конструктивизму, хотя причины их появления несколько различались. Первым жилым комплексом Нового строительства стало поселение Итальянский сад в г. Целле (арх. Отто Хеслер). Концом Нового строительства стал приход к власти в Германии в 1933 году национал-социализма. Начиная с выставки «Современная архитектура: интернациональная выставка» в 1932 году в Нью-Йорке, где широко были представлены архитекторы этого направления (отдельные статьи в каталоге выставки, которые написали Генри-Рассел Хичкок и Филип Джонсон, были посвящены Вальтеру Гропиусу, Ле Корбюзье, Якобусу Ауду, Людвигу Мис ван дер Роэ, Отто Хеслеру и целый раздел каталога, который написал Льюис Мамфорд, был посвящён жилищному строительству)[4], вместе с другими направлениями раннего модернизма, получило наименование «интернациональный стиль».